"ЧИСЛА и ЦИФРЫ". ч.2
(Исследование значения и сути чисел
указанных в Священном Писании)

О семи хлебах и нескольких рыбках.

Второе чудо, о котором сказано в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Марка - чудо о семи хлебах.

Евангелие от Матфея. ("Евангелие". Тетрадь пергаментная. Конец 14 века.)
Призвавъ ученикы своя рече, милосердую о народѣ. Се яко уже дний три присѣдѧтъ Мнѣ и неймутъ что ѩсти. И отпустити ихъ неѩдша нехощю. Да не како ослабѣютъ на пути. И глаголаша Ему ученици Его. Откуду намъ въ пустыни хлѣби толици яко да насытятся толикъ народъ. Глагола им Иисусъ колико хлѣбы имате. Они же рѣша седмь. И мало рыбиць. И повелѣ народамъ възлещи на земли. И приемь седмь хлѣбы и рыбы. Хвалу въздавъ преломи и дасть ученикомъ Своимъ. Ученицї же народомъ. И ѩша вси и насытишася. И взѧша избыткы укроухъ седмь кошниць исполнь. Ѩдших же бяше четыре тысѧща мужий, развѣ женъ и дѣтий.

Евангелие от Матфея. (15:32-38). Синодальный перевод:
Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
Тогда велел народу возлечь на землю.
И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

Евангелие от Марка. ("Евангелие". Тетрадь пергаментная. Конец 14 века.)
Призвавъ Иисусъ ученикы Своя глагола имъ милосердую о народѣ, яко уже три дни присѣдѧть Мнѣ и неймуть что ѩсти. И аще отпущу ихъ не ѩдша в домы своя. Ослабѣють на пути. Мнози бо от нихъ издалеча пришли суть. И отвѣщаша Ему ученицы Его, откуду сихъ възможеть кто здѣ насытити хлѣба в пустыни. И въпроси ихъ, колико имате хлѣбъ. Они же рѣша, седмь и повелѣ народу възлещи на земли. И приемъ седмь хлѣбъ. И хвалу въздавь, преломи. И даѩша ученикомъ Своимъ да предлагаютъ. И предложиша пред народомъ. И имѧху рыбиць мало. И сиѩ Благословивъ рече предложити и ты. И ѩдоша же и насытишася и възѧша избыткы укроухъ седмь кошииць. Бѣху же ѩдшеи яко четыре тысѧща. И отпусти ихъ.

Евангелие от Марка. (8:1-9). Синодальный перевод:
Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:
жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

Как и в повествовании о пяти хлебах, данное чудо так же имеет прежде духовный смысл, а уже потом видимое действо.
Здесь, число "семь" - символ Церкви, означающее Её полноту. Семь светильников миру: …видѣх 7 свѣтилник златых горяща. Посредѣ седми свѣтилникъ, подобенъ Сыну Человечу... (Апок. Сл.1 гл.2: 10), Семь Таинств, совершаемых в Церкви, и т.д.
Единение числа (количества) "семь" и "хлеба" представляется как образ Причастия. И если ранее, пять хлебов означали Новый Завет, Слово Божее, то "семь Хлебов" уже символизируют земную воинствующую Церковь Христову и Спасение миру через Тело (Хлеб) Христово.
Кроме того, здесь говорится уже не о двух рыбах, а о множестве рыбок - символизирующих Духа Святаго, который не в количестве выражается, а в неограниченном (невещественном) присутствии везде и повсюду. И поскольку эти неисчисляемые "рыбки" подаются народу вместе с семью "хлебами", то и совершённое Христом чудо, есть прообраз грядущей Церкви Его и Спасения посредством Причастия.
В подтверждение рассуждения о "семи Хлебах", как о прообразе Церкви Христовой, укажу некоторые различия в двух совершённых Христом чудесах.

В первом действе, ученики предлагали отпустить людей в соседние селения, дабы купить пропитание:
…Отпусти народы да шедше въ веси окрестныя купять брашна собѣ…
…Отпусти ихъ да шедъше въ окрестныхъ селѣхъ и весехъ купять себѣ хлѣбы…
…Отпусти народы. Да шедше во окрестная веси и села…
…Отвеща Ему Филиппъ двѣмастома пѣнязь хлѣбъ не довлѣеть имъ…

Во втором действе, Христос объявляет о том, что прежде чем отправятся люди в путь, домой, надобно их накормить, иначе ослабнут в пути:
Се яко уже дний три присѣдѧтъ Мнѣ и неймутъ что ѩсти. И отпустити ихъ неѩдша нехощю. Да не како ослабѣютъ на пути
милосердую о народѣ, яко уже три дни присѣдѧть Мнѣ и неймуть что ѩсти. И аще отпущу ихъ не ѩдша в домы своя. Ослабѣють на пути

Из сравнения можно понять, что преломление Пяти Хлебов символизирует приход Христа к гибнущим овцам дома Израиля - проповедь Нового Завета. Потому то и спрашивают ученики, можно ли отпустить народ в соседние селения за пропитанием. То есть поступают по-старому, земному пониманию. Поскольку ещё пока нет у народа ни образа в сердце, ни понятия умного о Церкви Христовой. А значит и сами они, народы, пока ещё крепко привязаны к своему "старому" дому.
А вот уже чудо преломления Семи Хлебов подано для тех, кто идёт по пути обретения Христа, Слова Его и Церкви Его. И что бы на пути сем не ослабеть, Господь и подаёт такое чудо, которое и духом и образом поможет идущему.

И собрано было остатков - семь корзин. Семь кошиц. Само же слово кошъ (кошь) имеет значение - коробъ, корзина. А по закону Моисееву, обещавщийся Господу, приносил при разрешении обета кошъ опресноков от муки пшеничной. Поэтому, образ семь корзин, вместивших остатки Хлебов, есть образ семи Церквей Нового Завета.
И в этот раз ядущих было четыре тысячи мужей. Где число "четыре" символ четырёх сторон света. Поскольку со всего света, со всех концов мира будут стекаться люди ко Христу и присоединяться к Церкви Его. И число "тысяча", как совершенное, указывает, что тех, кто придёт ко Христу, есть совершенное количество, т.е., все страждущие и ищущие Христа, будут приходить к Нему со всех концов света и будут наполнять то самое совершенное число - "четыре тысячи ядущих мужей". Кроме женщин и детей, то есть тех, кто по каким-либо причинам не сможет войти в совершенное число "четыре тысячи". Одни по немощи (женщины), а другие по прельщению (избалованные дети, не желающие принять Слово Истины).

Почитаемое число 144 000.

В книге Евангелиста Иоанна Богослова - "Откровение", несколько раз упоминается число "сто сорок четыре тысячи". Запись его "арабскими" цифрами (символами) будет выглядеть следующим образом -144 000. В древних, церковно-славянских книгах его записывали следующим образом - ҂Р. ҂М. ҂Д. (Иногда и полным словосочетанием.)
Привожу две формы записи одного и тоже числа, дабы бы ещё раз подчеркнуть, что символьная или знаковая форма записи числа имеет отношения только лишь к количеству на которое указывает число, но не на смысл или суть указанного количества. Таким образом, символьная запись является условным обозначением, зависящим от формы записи, а не от реального или возможного количества чего-либо.

Для примера, рассмотрим способы записи звука [ф]. Что бы его записать символьным способом, могут использоваться разные графические элементы:
1. Ф. - в грамматике русского (кириллического) языка.
2. F. - в грамматике английского языка.
3. В глаголице, звук [ф], имеет вид вытянутого по вертикали прямоугольника, пересеченного горизонтальной чертой с маленькими кружочками на концах.
4. Может так же записываться сочетанием двух буквенных знаков - "PH", например, как в слове "philips", или "pharmacological"
Все приведённые обозначения звука [ф], имеют к нему условное отношение, т.е., обозначают его при соблюдении некоторых условий. Аналогичная ситуация и с записью чисел цифрами. Такая форма записи числа цифровыми символами является условной по отношению к действительному количеству (числу). И потому любые попытки найти в самих цифровых знаках скрытую суть, обязательно приведут к ложным выводам и понятиям.
Если вернуться к числу "сто сорок четыре тысячи", то наиболее точной, краткой записью его будет форма - ҂Р. ҂М. ҂Д (сто тысяч, сорок тысяч и четыре тысячи), а не 144 000, потому что, число "тысяча" несёт в себе не только количественную характеристику, которая в цифровом варианте обозначается пустотой - тремя нолями, но и символический образ.
Кроме совершенного числа - "тысяча", в основе самого числа - "сто сорок четыре тысячи", так же положено глубокое религиозное значение. И таким основанием ему является число (количество) "двенадцать". Поскольку оно, прежде всего, имеет самое прямое отношение к числу учеников Христа.
Есть варианты толкования числа "двенадцать" основанные на математических операциях с однозначными цифрами (не числами, а именно цифрами). Подобные объяснения значения числа "двенадцать" ошибочны, поскольку базируются на цифровой (символьной) категории, а не на числительной (количественной).

(Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев)
Число двенадцать есть произведение трех и четырех. Пришедшее из астрологии, в Библии это число означает народ Божий: 12 колен Израиля, 12 апостолов. Полнота эсхатологического народа Божия обозначается числом 144 000, которое есть 12 х 12 х 1000
https://azbyka.ru/ivliev/chislovaya_simvolika_v_knige_otkroveniya_ioanna-all.shtml

В приведённой цитате сказано, что число "двенадцать" есть результат произведения двух множителей 3 и 4. Такое объяснение смысла числа "двенадцать", совершенно не корректно.
На что именно надо умножить (т.е., произвести некое чудодействие) три яблока, что бы они превратились в двенадцать яблок?
Подобные математические операции возможны только с цифрами, но не с реальными предметами. А поскольку число "двенадцать" обозначает количество учеников Христовых, то кого из них на кого надо "умножить", чтобы получить совершенное количество - 12-ть?
Однако, если к двум яблокам, добавить ещё два яблока, потом ещё одно…

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною
И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их
Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною
(Ев. Марка. Гл. 1-2)

…то в итоге и получим количество яблок равное двенадцати. А поскольку имеем дело с действительным количеством яблок, а не с их математической формой - цифрой, то и проводить операции умножения и деления яблок самих на себя не можем. Соответственно, количество (число) "двенадцать" содержит в себе только ту суть и смысл, которые определяются именно данным количеством и ни каким другим.
Математическое "разложение" количества на множители и на частное - и есть основа "науки" нумерологии, которая таким образом пытается найти некий тайный смысл или код для управления Вселенной.

И так: число "двенадцать", при объяснении его смысла и сути, не может быть представлено путём проведения математических действий над цифрами. Поскольку это разрушает его истинную полноту и смысл. Единственно возможные действия с числом, как с количеством чего-либо - это сложение (добавление) предметов и вычитание (изъятие) предметов.
Таким образом, действительное число (количество) "сто сорок четыре" получается не путём умножения цифры 12 на саму себя, а простым добавлением (сложением) такого же количества 12-раз. И в этом случае, оно уже имеет свой собственный смысл и символическое значение, отличное от числа "двенадцать".

И слышахъ число запечатлѣнныхъ ҂Р. ҂М. ҂Д. (144 000) Запечатлѣнны от всякого колѣна сыновъ израилевъ… …По сихъ видѣхъ и се народ многъ его же исчести никто же не можетъ. От всякаго языка и колѣна
(Апок. Сл. 3, гл. 19, 20)

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых… …После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков
(Апок. Гл.7 Синодальный перевод.)

И видѣхъ же се Агнець стояше на горѣ Синайстей и с Ним ҂Р ҂М и ҂Д (144 000) имущи Имя Его, и Имя Отца Его написано на челехъ своихъ.
(Апок. Сл. 13, гл. 39, ст 168)

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
(Апок. Гл.14:1 Синодальный перевод.)

И никто же не можаше навыкнути бѣ ни токмо ҂Р. ҂М. ҂Д. (144 000) искуплени от земля си суть иже со женами не оскверниша себе.
(Апок. Сл. 13, гл. 39, ст. 170)

и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
(Апок. Гл.14:3 Синодальный перевод.)

В первой цитате, число "сто сорок четыре" означает не математическое количество запечатленных, а необходимую полноту. От всех колен Израиля, без исключения. И все, кто достоин, будут запечатлены. Ни один род не будет обделён или отвергнут. Истинное же количество неизвестно, поскольку число "тысяча", есть число совершенное и в данном случае указывает, что количество запечатленных сынов Израиля будет именно таким, какое будет необходимо для того что бы, запечатлеть далее и …народ многъ
Другими словами - необходимо запечатлеть такое совершенное число (количество) сынов Израиля (говоря техническим языком - образовать некую критическую массу), через которую станет возможным запечатлеть и остальные народы во всём мире. И поскольку представителей таких "языков" и народов гораздо больше, чем всех сынов Израиля, то и сказано …его же исчести никто же не можетъ
Таким образом, вполне достаточным может оказаться и двенадцати Апостолов, для того, что бы сделать совершенным это самое число - "сто сорок четыре тысячи". Поскольку определение "совершенным" здесь означает, что требуемое или задуманное совершилось.

Во второй цитате, число "сто сорок четыре тысячи", указывает на совершенное число тех, кто будет стоять со Агнцем на горе Синайской. И в это число входят и запечатленные сыны Израиля, и народы многие, то есть истинные Христиане. Коих в действительности гораздо больше чем 144 000. Поскольку речь идёт опять же, о совершенном числе, а не о фиксированном количестве.

В третьей цитате говорится об искупленных от земли (от плотских страстей и желаний). И о них так же сказано, что таковых "сто сорок четыре тысячи". Но это не какое-то фиксированное количество или некая отдельная каста людей, а те же, входящие в число стоящих со Христом на горе Синайской. Те же самые, запечатленные, входящие в совершенное число "сто сорок четыре тысячи".
Во всех приведённых цитатах, число "сто сорок четыре тысячи" является не фактическим количеством, а символическим, означающим необходимую полноту для совершения какого-либо процесса или действия.
Так же, как и с днём Второго Пришествия Христова, о котором сам Иисус сказал, что о числе и дне том никто не ведает, токмо Отец Мой. Поскольку для наступления этого события должно пройти совершенное число и дней, и лет, то есть ровно столько, что бы совершилось, указанное в книге "Откровение", отступление человека от Бога. И процесс этот невозможно обозначить конкретным числом, поскольку человек наделённый свободой воли имеет возможность влиять на ситуацию, а значит и на число дней. И так до самого Второго Пришествия.

(В третьей части рассмотрены числа составляющие образ "зверя")

10.02.17

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая