Аннотация к рукописи:
"КРАТКОЕ НАЧЕРТАНИЕ ЖИЗНИ И ПОДВИГОВ ДОСТОПОЧТЕННАГО СТАРЦА ИЕРОМОНАХА САРОВСКИЯ ПУСТЫНИ И ЗАТВОРНИКА."

Первоначально, планировалось написать краткую аннотацию к рукописи "КРАТКОЕ НАЧЕРТАНИЕ ЖИЗНИ И ПОДВИГОВЪ ДОСТОПОЧТЕНАГО СТАРЦА СЕРАФИМА ИЕРОМОНАХА САРОВСКИЯ ПУСТЫНИ и ЗАТВОРНИКА".
Однако в ходе работы были обнаружены некоторые неточности и искажения. Посему было принято решение - анализ событий и описаний приведённых в книге, провести в виде отдельной статьи. В ней же коснуться и темы пророчеств о судьбе России.

Дата составления рукописи "КРАТКОЕ НАЧЕРТАНИЕ ЖИЗНИ И ПОДВИГОВЪ ДОСТОПОЧТЕНАГО СТАРЦА СЕРАФИМА ИЕРОМОНАХА САРОВСКИЯ ПУСТЫНИ и ЗАТВОРНИКА" не указана. На самой книге, на обложке и на форзаце приклеена бирка с указанием о том, что данная книга принадлежит дополнительной библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Опись проведена в 1906 году. Отдел 1, №198

На первой странице ниже текста имеется надпись карандашом: Изъ книгъ Намѣстника т.с. Лавры Архим. Антонiя. (Скорее всего надпись была сделана в период после смерти архим. Антония - 1877 год и годом архивной описи и индексации документов библиотеки - 1906.)

Из журнала Московской Патриархии за №7 от июля 1954 года (http://archive.jmp.ru/page/index/195407500.html):
...С Лаврой Преподобного Сергия, этой великой и славной святыней земли Русской, связано много замечательных событий и много славных имен. Одно из этих имен — архимандрит Антоний, наместник Лавры, подвизавшийся на этом посту с 1831 по 1877 год...

...Много сделал о. Антоний и в области издания религиозно-нравственной и духовно-аскетической литературы. По поручению митрополита Филарета, им был тщательно просмотрен перевод творений Исаака Сирина и Иоанна Лествичника. Благодаря стараниям о. Антония, вышло в свет первое жизнеописание о. Серафима...

Наиболее вероятно, что книга является оригинальной рукописью. Либо первым списком с оригинальных рукописей. Соответственно, данный факт накладывает особые, более строгие условия по отношению к сути и смыслу заложенному в тексте. К тому, что именно, и сколь точно и верно записано.

С первых же строк книги можем заметить некоторые неточности и несовпадения с официальной версией жизнеописания св. Серафима Саровского:
...Родился он ҂АѰНѲ (1759) года июня ѲI (19) дня...
...Отец его был Курский купец Исидор, по прозванию Мошкин...

Если дата рождения практически не вызывает расхождений с большинством библиографических источников, то вот фамилия отца - Мошкин, за очень редким исключением, практически ни где не встречается. В подавляющем большинстве жизнеописаний св. Серафима Саровского указана фамилия - Мошнин.
Далее есть интересная подробность, которую, как правило, многие статьи и книги жизнеописания не указывают:
...приобщен был Святых Божественных Христовых Тайн, от тамошнаго духовнаго отца он узнал, что есть затворник весьма Богоугодной жизни имеет дар прозорливства, именем Досифей. Жил в то время в Китаевой обители, не далко от Святой Лавры...

...Старец же прозорлив проразумев в нем быти Благодать Божию, ублажил его благое намерение, Благословил его и указал ему в место пребывание Саровскую пустынь, сказал ему: гряди чадо Божие и тамо сяди; ибо сие место тебе будет во спасение и помогающу тебе Господу тут скончаеш свое течение;...

Далее на странице имеется сноска, в которой записано следующее:
...Сей затворник Досифей Блаженный в образе мужеском девица именем Дариа урожденная Рязанской Губернии от благородных родителей фамилии Тяпкиных. В затворе трудилась Л (30) лет; а всего МГ (43) года. Скончалась ҂АѰОИ (1778) года, на НЕ (55) году от рождения своего...

Немного летописных фактов:
...Сначала решила она пойти в Вознесенский монастырь к своей бабушке. Но подумав, что родственники найдут ее там и силой вернут назад, поступила иначе. Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужскую одежду и, переодевшись в простого крестьянского мальчика, направилась в Троице Сергиеву лавру. Долгое путешествие изменило ее лицо, оно огрубело, стало смуглым от палящего солнца, голос охрип, тело исхудало до невозможности. Теперь никто не смог бы признать в ней прежнюю красавицу Дарью. Она назвалась беглым крестьянином Досифеем (по-гречески, Досифей означает «богом данный»). Посоветовавшись, старцы разрешили ей пребывать в Лавре тайно, но не иноком, а просто послушником...

...Начался безпримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества в Киево-Печерскую Лавру. Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. Безпаспортного беглеца отказались принять в число братии. В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями...

...Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица. Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей....

...Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор – первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя – Досифей...

...Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. Серафим...

...За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Простившись со всей обителью, он затворился в своей келье, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился...
(Источник: http://www.diveevo.ru/2/0/1/2202/
«Старец Досифей – преподобная Киевская затворница»)

Привел сии отрывки в качестве сравнения схожести подвижнической жизни преп. Досифея и св. Серафима Саровского. Более того, даже кончина двух Великих Святых выглядит одинаково. ...Когда от ранней Литургии вошли к нему в келию монах Павел, его келейный и монах Иоанн, обрели его стоящим пред Святыми иконами на коленях с руками, пригбенными к персям. Персть оставалась на земле, а душа была уже у Бога...
Далее в книге есть следующий текст:

...Еще не могу нечто преславнейшее тебе, моя радость, говорил старец в восторге духа, поведать дивное некое Божественное мне убогому посещение и преславное видение; но токмо даждь мне слово, что бы ты от меня слышанное никому не поведал, я (св. Серафим Саровский) многогрешный поклонился старцу и сказал: что я обещаю ся умолчать, и помыслил: по смерти его открою, он же провидя мое помышление, еще присовокупил: и ты с тем умри и никому не поведай. Сие меня окаяннаго очень поразило, я поклонился старцу Святому...

Фраза: ...с тем умри и никому не поведай... в книге подчёркнута карандашом. Если вернуться к началу книги, к первому листу, то вероятно запись сделанная внизу страницу и данное подчёркивание - сделано одним и тем же читавшим. Выделена она, скорее всего, с целью обратить особое внимание на тот факт, что рассказанное ни каким образом не могло и не должно появиться в жизнеописании, поскольку даже на помысел о возможном разглашении чуда после смерти было дано назидание умолчать и сокрыть.
Повествование идёт от первого лица. Сам текст описания откровенной беседы старца (Св. Серафима Саровского) с неким слушателем, словно сокращённый вариант полного повествования. Поэтому и высказал ранее предположение, что сия книга может быть первым списком с оригинальной рукописи.
Кроме того, подчёркнутая фраза показывает, что: либо данное описание событий вымышленное и для придания усиления сказанному применено было некое указание о неразглашении: либо человек ослушался и написал часть бывшей беседы со старцем. Однако в случае ослушания настоятельного указания сокрыть тайну сию, поручиться за достоверность записанного нельзя.
Соответственно, с учётом такого проступка, умышленного или нет, есть основания ставить под сомнение и некоторые последующие повествования автора рукописного текста о том, что именно говорил Св. Серафим Саровский приходящим к нему паломникам.
При первом прочтении всей темы беседы, первоначально возникает впечатление, что это не сам св. Серафим Саровский говорит с кем-то, а некий старец рассказывает св. Серафиму о видении. Но с учётом того, что в процессе повествования о сем событии не встречается и не говорится ни о каком-либо другом старце, то начинает приходить понимание, что всё-таки это слова именно св. Серафима Саровского адресованы слушателю, а не наоборот.
Причина такого понимания кроется скорее всего в том, что рассказ о видении вероятно является частью другого, более полного текста.
Вполне может так статься, что и столь подробное и восторженное описание самого факта видения есть обычное желание писавшего усилить ощущение благоговения у читателя.
...глаголя: Или, Или лима савахфани, наказует нас, еже по страстех и терпении в скорбех и печалех, дондеже совершенно погаснут, не продерзати в чесом, но в смиренномудрии вопити к Богу. О предании же Духа по захождении солнца научает нас...

В книге фраза ... О предании же Духа по захождении солнца... подчёрнута. Причина такой отметки в тексте в том, что в действительности был не заход Солнца (потому как время было полуденное), а затемнение Солнца. Оно померкло столь сильно, что стали видны звёзды на небе.

Вот что пишет об этом Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 88-й на Евангелие от Матфея:
...Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! Род лукав и прелюбодей, - так говорил Он, - знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (Матф. XII, 39; Лук. XI, 26), - то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: егда вознесете Сына человеческаго, тогда познаете, яко Аз есмь (Иоан. VIII, 28), - то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу. Действительно, после того как Он был распят, их город истреблен, иудейство кончилось, гражданское бытие и свобода их исчезли; напротив евангельская проповедь процвела и простерлась до пределов вселенной: земля и море, обитаемые и необитаемые страны, повсюду возвещают силу слова Христова. Итак, вот что говорит Он, и вот что случилось во время распятия на кресте! И это тем более удивительно, что случилось в то время, как Он пригвожден был ко кресту, а не тогда, когда ходил по земле. Но не это одно дивно; дивно то, что знамение, которого они искали, было и с неба, и явилось во всей вселенной, чего прежде никогда не случалось, разве только в Египте, когда надлежало совершить пасху, поскольку то было образом настоящих событий. Заметь и то, когда это происходит: в полдень, когда по всей вселенной был день, дабы знали все обитатели земли. Этого достаточно было, чтобы обратить их к истине, не только в виду величия чуда, но и в силу его благовременности. В самом деле, оно совершается уже после всех дел безумия их, после беззаконного издевательства, когда они уже оставили свое неистовство, когда перестали насмехаться, когда насытились бесстыдными ругательствами, и высказали все, что хотели: только после всего этого показал Он тьму, чтобы по крайней мере теперь они укротили гнев свой, и извлекли себе пользу из чуда. Совершать такие знамения на кресте было гораздо удивительнее, нежели сойти с креста. Если они думали, что эти чудеса совершал Он, то необходимо надлежало верить и трепетать; а если думали, что не Он, но Отец, - и тогда им надлежало придти в сокрушение, так как мрак этот свидетельствовал о том, что Отец прогневан был их преступлением. А что это не было затмение, а гнев и негодование, это видно, кроме того, и из самого времени: тьма продолжалась три часа. Затмение совершается в несколько минут, как это известно тем, кто наблюдал это явление; таково и в наше время случилось затмение. Отчего же, скажешь, не пришли в изумление все, и не признали Христа Богом? Оттого, что тогда род человеческий погружен был в беспечность и нечестие; чудо, это было одно, и едва явилось, вскоре окончилось; а ни у кого не было ревности изыскать причины его; явные беззакония находили себе извинение и в обычаях. Не хотели и знать, что за причина этого явления, а думали, что оно было следствием или затмения, или другой какой естественной причины. И что дивиться внешним, которые ничего не знали, и по своей великой беспечности не старались узнать причины события, когда жившие в самой Иудее, после стольких чудес, продолжали поносить Иисуса, хотя им явно было, что Он это сделал? Для того Он и говорит после этого чуда: Или, Или, лима савахфани, чтобы они знали, что Он еще жив, и что Он совершил его, и таким образом укротили бы свою ярость...

Таким образом, фраза, подчёркнутая в тексте неверна по своей сути и противоречит написанному в Евангелии.
Мог ли такое сказать или предложить как некую поучительную или наставническую аллегорию св. Серафим Саровский? Конечно же нет. И опять есть подозрение, что усердствуя в желании распалить читателя благородным словоизлиянием, было целью увести от сути действительных, истинных слов, которые действительно мог сказать сам Преподобный Серафим.

Далее по тексту есть такие строки: ...В шестый час дне он исходил на место уединенное, в духовном смысле у него значилось Голгофа; на сем он месте исполнял правило Великаго Пахомия; а по исполнении онаго размышлял и очами веры предзрел Господа Спасителя нашего ко кресту четырми гвоздьми люте пригвождена,...
Если сопоставить предыдущую цитату и данную, то можно заметить, что сам св. Серафим именно в вечернее время выполнял правило Великого Пахомия. Но не потому, что считал или имел мнение о том, что Христос принял смерть крестную в 6-ть часов вечера по заходу Солнца, а потому, что в правилах Великого Пахомия есть следующее 19-е правило: Ангел положил совершать монахам в продолжение каждого дня 12 молитв, также вечером 12, ночью 12 и три в 9-м часу. Когда же св. Пахомий сказал на это, что молитв мало, Ангел говорит ему: я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе; ибо, пребывая наедине в келии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога. Устав дал я тем, у которых ум еще не зрел, чтобы они, хотя, как непокорные рабы, по страху к господину, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа.

Таким образом, если что и было сказано самим св. Серафимом о предании духа после захождения Солнца, то это следует относить не к Крестным Страданиям Христа, а к правилу Великого Пахомия, при исполнении которого каждый пустынножитель дух свой предавал Христу, словно бы действительно принимал телом смерть крестную. И потому как часть правила исполнялась вечером, то и было вероятно сказано о том, что ...предании же Духа по захождении солнца...
Однако писавший сию книгу или переписчик (если эта книга есть список с оригинальной рукописи) таким образом выразил своё понимание и видение совершения сего правила Великого Пахомия, что слова о предании духа после захода Солнца стали сопоставляться именно с Евангельским Словом и событием.

...На сем месте его находили пустынники схимонах Марко, иеродиакон авва Александр, находили его в иступлении, помедля близ его как час един отходили неполуча от него никакого привета. Но пользуясь его таковым примером, сии пустынножители бывали у него Марко два раза в месяц, отец Серафим разговаривал с ним о молитве и действиях оной, отец Александр один раз в месяц и с ним тоже он разговаривал о молитве...

...В продолжении пустыннаго его жития, приходящим к нему из монастыря братиям для посещения и воспользоваться его советами, он желая сохранить безмолвие от приходящих удалялся, или ничего не говоря падал ниц на землю и не вставал до тех пор, пока его оставляли с любезным для него молчанием...

...По возвращении своем из пустыни в монастырь, он затворился в келии и паки по прежнему своему обычаю предал себя безмолвию, так что в течении И (8) лет никого почти не принимал ни из братии ни из посторонних посетителей...

...Часто случалось, что кто-нибудь из братии застал его в келии своей на молитве или чтении Евангелия ил Псалтиря и желая воспользоваться его советами, предлагал ему разные вопросы, но он не обращая ни какого внимания на его слова, оставался при своем занятии и приходящий к нему брат принуден был удалиться, не получа от него ответа...

...В последних сих годах был в обители преосвященнейший епископ Тамбовский Иона, после бывший митрополитом Грузинским. В бытность свою в Саровской обители хотел он видеть не усыпнаго старца в затворе, приходил к его келии, просил отворить дверь и принять его, но не услышал ни гласа, ни послушания, многократно толкали двери, но не отворился. Тогда строитель в удовольствие архипастырю предлагал: снять с крючьев двери, но преосвященный на сие не решился, а приказал оставить его в покое; а как издавна многие усердствующие из благородных особ посещали Саровскую обитель и желали видеть затворника, а потому все приходили к его дверям, убеждали его прозьбами прося его молитв и благословения....

Св. Серафим Саровский хранил обет молчания весьма строго. Из приведённых цитат можно понять, что если и приходилось ему общаться с кем, то для этого требовался очень серьёзный повод или причина.
Привёл цитаты для того, что бы лишний раз показать, сколь лукаво порой пытаются некоторые выдать свои фантазии за реальные события, якобы происходившие в жизни св. Серафима Саровского или попытаться выдать какие-либо «пророчества» и «предсказания» за истинные слова сказанные Преподобным.

Так например есть такое повествование (приведу сокращёно):
...Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Встретили архиерея монахи со звоном, честь-честью, в храм провели, потом в архиерейские покои. Осмотрел все архиерей и спрашивает: "А где же живет отец Серафим?" А батюшка тогда не в монастыре жил, а в пустыни своей.
Батюшку предупредили, что сам архиерей идет к нему в гости. Угодничек Божий вышел навстречу без шапочки (клобука) и смиренно в ноги поклон архиерею положил. "Благослови, - говорит, - меня, убогого и грешного, святой Владыка! Благослови, батюшка!" Он и архиерея-то все звал: батюшка да батюшка.
Архиерей благословил и идет впереди в его пустыньку. Батюшка под ручку его поддерживает. Вошли, помолились, сели. Батюшка-то и говорит:
- Гость у меня высокий, а вот угостить-то у убогого Серафима и нечем.
Архиерей-то, думая, что батюшка хочет его чайком угостить, и говорит:
- Да ты не беспокойся, я сыт. Да и не за этим я к тебе приехал и снег месил. Вот о тебе все разговоры идут разные.
- Какие же, батюшка, разговоры-то? - спрашивает угодник, будто не зная.
- Вот, говорят, ты чудеса творишь.
- Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну а Ему все возможно, Милостивцу. Он и мир-то весь распрекрасный из ничего сотворил, батюшка. Он и через ворона Илию кормил. Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал...
Архиерей взглянул в угол, куда указывал угодничек, а там большущий куст малины вырос, а на нем полно ягоды спелой
...
(размещено здесь: http://www.pravmir.ru/malinka-chudesa-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/)

Даже при самом поверхностном сравнении жития Преподобного Серафима и цитат приведённых ранее, с тем, что рассказано о посещении пустыни неким «новым архиереем» возникают крепкие сомнения в том, что такая ситуация вообще имела место быть.
Для примера приведу одну строку, котрая полностью опровергает возможность событий связанных якобы с посещением Преподобнаго Серафима ...в Саровской обители хотел он видеть не усыпнаго старца в затворе, приходил к его келии, просил отворить дверь и принять его, но не услышал ни гласа, ни послушания, многократно толкали двери, но не отворился...
Более того, если бы таковое посещение было в действительности, то о нём обязательно было бы указано и рассказано во всех книгах о житии св. Серафима Саровского. Потому как событие такое — посещение правящим архиереем монастыря, дело не рядовое.

В ноябре 1825 года, Преподобный Серафим Саровский ослабил затворническую жизнь: ...Господь же видя веру любящих Его и молитву их услыша и волю боящихся Его сотвори: благоволил же Господь извести раба Своего из подспуда и поставить на свещнице: да светит миру...
С этого времени св. Серафим Саровский стал принимать к себе и братию и всех приходящих нему за молитвой, наставлением или советом.

Далее по тексту имеется повествование, как именно встречал Переподобный приходящих к нему:
...таким образом всякому приходящему к нему полагал на главу правую руку и край епитрахели, веле за собою говорить: согрешил Господи душею, телом, словом, делом, умом, помышлением и всеми моими чувствы, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, волею и неволею, ведением и неведением; по сем говорил священническую разрешительную молитву следующую: Господь и Бог наш Иисус Христос Благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо [имя_рек] вся согрешения твоя и аз недостойный иеромонах властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь...

В этой цитате есть одна весьма «странная» фраза ... и аз недостойный иеромонах властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих... Дело в том, что прощать и разрешать от грехов может только Господь и ни кто более. И из такой фразы можно вывести указание о том, что священству дана ВЛАСТЬ прощать «...разрешать...» или не прощать «...вязать...» от грехов, то есть освобождать души от плена сатанинского либо «оставлять» в греховной погибели. Подобного рода указание или утверждение - есть ересь ватиканская! Поскольку священники обязаны прощать тех, кого прощать повелено Христом. И объявлять не прощенными тех, кого Дух Святый объявляет отлученными от Церкви.

И опять возникают сомнения в точности и искренности писавшего сию книгу. Потому как далее по тексту идёт совершенно невообразимое:
...Знаменовал десницею крестообразно кающагося, по сем давал во уста Богоявленской воды и из блюда почерпал ладошкой часть просфоры вынутой с красным теплым вином и преподавал во уста же, если прежде обеда, из лампады маслом чело знаменовал, потом сказав: Христос Воскресе; целовал во уста, сие говорил во всякое время и велел прикладываться образу Матери Божией. Потом с миром отпущал...
...при сем он еще имел обыкновение, приходящим к нему раздавать просфоры мелко раздробленныя, благословенный хлеб и обыкновенный хлеб и все принимали от него оное с благоговением, постением и любовию приносили в свои домы и хранили, как великий дар Божий...

После жизнеописания подобного рода «странных» действий, с точки зрения Православия, может появиться сомнение вообще во всех словах и поступках Преподобного. Чего вероятно и добивался автор сей книги. Под видом благочестивого и полезного жизнеописания, дать «ложечку дёгтя» еретического, что бы опорочить в итоге и всё остальное, что связано с подвигом и словом св. Серафима Саровского.

...Один брат имея веру к нему, казалось ему, что уже конец миру и близ великий день Господень Второго Пришествия, и помысл сего брата старцу Господь открыл и на сие, когда сей день приидет великий и просвещенный. Старец упредил брата таким ответом прежде его вопрошения: радость моя ты много думаешь о убогом Серафиме, что мне знать: когда будет конец сему миру и великий тот день. Когда Господь будет судить живым и мертвым и воздаст комуждо по делом его; нет мне сего знать не возможно...
...При сем старец тяжко вздохнув сказал: мы живущие на земли много заблудили от спасительного пути, особливо прогневляем Господа не хранением Святых Постов. Ныне христиане разрешают на мяса и во Святую четыредесятницу и всего года среды и пятницы не сохраняют; а Церковь имеет правило: не храняще Святых Постов и всего года среды и пятницы осудятся с распеншими Господа.
За сей грех я мню, продолжал старец, Россия наказана будет гладом, мором, огнем, ещё не попусти Господи и мечем наказанной быть, аще и все сие будет, но не до конца, паки Господь помилует
...

Самое важное, что хотелось бы отметить в двух приведённых выше цитатах, это то, что:
Первое — св. Серафим не помышлял и не говорил о кончине века, и о том, какие события перед этим будут происходить. Даже если это ему и было открыто, то мудрствовать и предполагать что-либо Преподобный вероятно считал неразумным и не полезным. Посему и направил чаяния брата, имевшего помышление о грядущем событии к Слову Писания, Слову Истины.
Второе - очень мудро и рассудительно Преподобный начинает объявление предсказания о возможной судьбе и будущем России: ... Я МНЮ... Даже не смотря на то, что многое ему — прозорливцу и угоднику Божиему открыто, всё равно слово высказываемое о столь великих событиях предваряет рассудительно — я мню...

Однако, если обратиться к некоторым «пророчествам», которые приписываются св. Серафиму Саровскому, то можно увидеть сколь разительно объявление их, форма выражения и подача самого слова «пророческого» противоестественна мудрой и смиренной богоугодной жизни Святого Серафима.

Особенно такой противоестественной формой выражения отличаются «предсказания» записанные А.С. Нилусом со слов Мотовилова Н.А. (Изначально имел мысль предложить несколько цитат из «сборника пророчеств» от Мотовилова Н.А и ему подобных, но решил не подвергать читателей искушениям и не соблазнять на исследование и изучение того, что в действительности не является ни предсказанием, ни пророчеством. Если же кто не может унять желание поразмышлять о грядущих судьбах мира, предлагаю по совету самого Святого Серафима Саровского данного даже на помысел брата, обратиться к Слову Евангельскому и ко книге «Апокалипсис». Поскольку всё, что в мире произойдёт, всё очень точно и подробно в сих книгах указано.)
Если рассуждать о достоверности, то достаточно представить, что порой первый или второй список с книги может содержать ошибки допущенные переписчиком, а уж утверждать, что «пророчество» записанное со слов человека который имел общение с Преподобным Серафимом, который поведал о некоторых событиях есть «истинное предсказание», является не просто наивным неблагоразумием или заблуждением, а фальшивым утверждением и наветом.

В любом случае, попытка пересказать чьи-либо слова, пусть даже то будет простое описание чего-либо, уже содержит в себе субъективную оценку, личные умозаключения и разумения. Потому как при пересказе человек в любом случае использует собственные представления и собственное понимание о предмете разговора. Посему, даже изменение одного всего лишь слова в предложении, может исказить или изменить смысл утверждения вплоть до противоположного изначальному.

...Еще некто спросил старца глаголя: что де тобою некоторые соблажняются, на что он отвечал: я несоблажняюся, что много пользуются, а другие соблажняются...

С Богом!

РУКОПИСЬ:

"Краткое начертание жизни и подвигов достопочтеннаго старца иеромонаха Саровский пустыни и затворника."