АПОКАЛИПСИС    ЕВАНГЕЛИЕ    БИБЛИОТЕКА    ИССЛЕДОВАНИЯ    АНАЛИТИКА
 

ВРЕМЯ ОТКРОВЕНИЙ.
Размышления по теме рукописи
"Книга о случаях последнего времени".

Титульный лист

   

С развитием интернет технологий стало возможным тиражировать и мгновенно распространять любую информацию. И если раньше, для того чтобы что-то рассказать или поделиться с кем-нибудь ценной информацией, требовалось как минимум позвонить по телефону, а как максимум, посидеть на кухне и неспешно рассуждать об интересном или наболевшем, за чашечкой чая, например. То ныне… всё общение сводится к публикации краткосрочных или скоропостижных постов на собственных страничках в соцсетях.
Единственный плюс такого способа обмена информацией - практически мгновенная доставка её большому кругу слушателей (читателей). Минус - такие сообщения не могут быть достаточно ёмкими (по количеству знаков в тексте), что бы глубоко, а главное серьёзно раскрыть тему сообщения. По этой причине, большая часть, предлагаемых в различных СМИ "пророчеств" и "предсказаний", чаще всего представляют набор цитат из различных, порой сомнительных источников. В итоге, порождающих массу всевозможных кривотолков и страшилок пригодных лишь для запугивания наивного читателя или слушателя.
Есть и ещё одна категория "пророчеств" и "предсказаний", которые можно условно назвать даже не пророчествами, а своего рода "откровениями" духовных наставников и "старцев" рассказанных своим чадам. Но и подобные "предсказания" не могут быть приняты за истинные по одной простой причине - как правило все видения будущих событий, представляют собой, чаще всего, перетолкование уже имеющихся в Новом и Ветхом Заветах истинных пророчеств, либо их интерпретация на современный лад. В довершение таким "пересказам", слушающие (духовные чада), как бы точно ни старались, не сможет предать услышанное без привнесения в них субъективного видения. И чем чаще будет происходить передача третьим лицам услышанного от духовника "откровения", и чем длиннее будет цепочка между сказавшим (первое звено) и слушающим (последнее звено), тем больше и больше будет несоответствий и неточностей в передаваемом сообщении. И прежде чем принять подобное "пророчество" или отвернуть, следует руководствоваться простым правилом, которое позволит отличить истинное пророчество, данное Духом Святым, от личных видений и умозаключений: проверка их на соответствие тому, что записано в Ветхом и Новом Заветах.
В соответствии с выше сказанным, цикл статей "Время откровений" основан на цитатах из церковно-славянских книг, толкованиях Святых Отцов и поучительных словах Святителей Церкви.

Часть 1. "ПАДЕНИЕ РИМСКОГО ЦАРСТВА".

Всякое пророчество прежде своего исполнения гадание есть. Исполнившись же, явное имеет толкование и разумение. (Святой Ириней.)

Книга Откровений.

     Во время прочтения и адаптации под современный слог "Книги о случаях последнего времени. Титинъ потрясет велми χξς число", было попутно исследовано множество материала, связанного с пророчествами и историческими событиями, которые упоминаются в рукописи. Часть из найденного и исследованного, имеющее отношение к историческим данным, помещено в раздел: "Библиографический список". Другая часть, представляет собой цитаты, толкования и высказывания, заимствованные из рукописей Святителей и Святых Христианской Церкви.
     Книга "О случаях последнего времени" представляет собой сборник вопросов и ответов связанных с темой определения времени пришествия антихриста и воцарения его и образование последнего царства. И поскольку все объяснения выстраиваются на основании текста книги от Иоанна Богослова - "Откровения", то видимо, и начать следует, прежде всего, с цитирования двух стихов из неё:

И видехъ ангелъ с Небеси сходящъ, имущь ключ бездны и железно уже велие в руце его и ятъ змия и змию древнюю, еже есть диявол и сатана, и связай на 1000 лет и в бездну затвори и запечатле о нем. Да не прельстит к тому языки дондеже скончается 1000 летъ. И по сих подобаетъ ему отрешену быти в мало летъ.
(Апокалипсис. Глава 60, стих 255.)

И егда скончатеся 1000 летъ, разрешенъ будет сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущих в четырех углах земля. Гога и Магога на брань собрати я. Им же числом ихъ яко песок морьской.
(Апокалипсис. Глава 63, стих 258.)

Большинство толкователей, Святых Отцов и Святителей при объяснении этих двух стихов, едины во мнении, что речь идёт о Великой схизме 1054 года. Соответственно и в ответах Андрея Дионисьевича, так же можно найти именно такое утверждение:
…нам всем православным имети и прежде бывшая вины, и сему внимати, яко по 1000 лет от Воплощения Божия Слова, Рим отпаде со всеми западными странами от Восточныя Церкви…
…и приим оно 1000-е число поразумея, яко сие Рим и весь Запад, от развязания диавола паче падение пострада… …И от того часа поветрием тяжким поражен бысть Запад.
Зри убо, кая причина подвиже его оную 1000 в леты мнети. Самое бо дело свойственное диаволу творити, еже правыя веры отводити, от Бога отлучати. И сей случай паче тогда на Западе показася. Тем же и знаменита бысть 1000 сия не токмо сему творцу, но и всему Западу. И велик страх вложи на вся тамо живуща…
…Творец же книги "О вере" не уже гадательно, но вещей сбытие зряще, яко по той 1000 лет, Рим конечно от Восточной Церкви отпаде. И не един, но со всеми западными странами отторжеся…

("Книги о случаях последнего времени".)

Великая схизма или иначе Великий раскол, разделил Вселенскую Церковь на Восточную и Западную (римо-католическую). Само слово "раскол" (схизма) не совсем верно выражает суть произошедшего. Фактически, Западная церковь отпала от Истинной Христианской веры. Именно так и сказано в ответах автора книги - …еже правыя веры отводити, от Бога отлучати… И потому, более уместно, всё таки, назвать произошедшее событие именно "отпадением". Отпадением Западных церквей от Церкви Христовой. Как дальше и написано - …Рим отпаде со всеми западными странами от Восточныя Церкви…. Отпадение от Западной Церкви от Восточной, которая, на тот момент, сохраняла себя в Правой вере, совершилось со всеми западными державами.
Такое уточнение необходимо обозначить по причине того, что в нынешнее время, событие 1054 года поименованное как "раскол", даёт повод современным экуменистам строить свои утверждения о наличии лишь только "разногласий" между Западной и Восточной церквями. Которые, как утверждает Ватикан, вполне можно разрешить (читай - обойти). А так же подводит фундамент под ватиканскую ересь о возможности "частичной" или как это оговорено в уставе ВСЦ (Всемирного совета церквей) "неполной благодатности", в той или иной степени, присущей всем христианских церквям.
Подобные утверждения и гипотезы, как раз и основываются на значении слова "раскол", как на разделении целого на составные части. При этом не учитывается действительная суть произошедшего - отпадение Западной церкви от Истины.
И поскольку латиняне упорно считают своё отпадение всего лишь расколом, то на этом основании и на основании собственных учений и умствований утверждают, что принадлежат Истинной Церкви Христовой, поскольку имеют божественную "благодать". Тем самым намекая, что и Восточные Церкви, после данного события, так же обладают частью "благодати". И, естественно, следующим этапом новопридуманной ереси становится заявление Западной церкви о возможности разделения (раскола, если хотите) "благодати" и наличия её разновеликих частей в любых религиозных сообществах и конфессиях. А в нынешнее время, такая доктрина частичной, "неполной благодати", даёт основание Ватикану утверждать и о наличии малой части "благодати" даже у идолопоклонников (язычников, буддистов и пр.).
Столь расширенная формулировка "неполности" (по сути - неполноценности) позволяет Римо-католикам ввести очередной еретический постулат - о наличии "общего бога" для любых церквей и религиозных объединений и верований. Поскольку, в них так же допускается наличие частичек "благодати". Соответственно, соединив все этих "обладателей" вместе, можно будет создать общую церковь единой всемирной "благодати". Что и было сделано при образовании ВСЦ (Всемирный совет церквей.)

Понятно, что подобные процессы, отпадения и расколы, не совершаются в один момент, но имеют, порой весьма продолжительную длительность. Так и отпадение церквей началось уже с первых лет по Вознесении Христовом …О сем верно Святой Иоанн Богослов утвержая пишет: дети последняя година есть, яко же слышесте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози… (из книги "О последних временах") И продлилось, духовно, 1000 лет.
А вот явным, фактическим началом отпадения Западной церкви от Истинного вероисповедания, вполне можно считать 755 год. Когда король франков - Пипин Короткий "подарил" папе Римскому - Стефану II, Раввенский экзархат, принадлежавший Византийской империи. А вместе с этой Римской областью и ключи от 22 городов. С этого момента, римские папы уже не являлись подданными Византийских императоров и становились и духовными и светскими владыками.
Усугубление ситуации произошло ещё сильнее после коронования в 800-м году, папой Римским Львом III, франкского короля Карла Великого. (Об этом событии и о его сугубой роли в отпадении Западных церквей, очень подробно и ясно рассказано в книге "О последнем времени".)

Первоначальными признаками, указывающими на скорое пришествие антихриста, то есть совершение отступления от Правой веры, автор книги "О случаях последнего времени" всё же называет разделение Римской державы при царе Константине Великом:
Сицево разделение бысть в Римской державе по Константиине Велицем и по Феодосии царех, едино царство на сыны их разделяшеся но во едином союзе... И уже в последствии, разделение стало не просто размежеванием в составе единого союза, но именно началом отпадения: …А в последнем сем разделении……кая уже от дней Карловых в Риме преста и чуждый король никогда не том престоле не бывалый. Греческую ону державу себе прия по насилию власти, о чем суть и словеса пророчествий, и вси согласно учители церковнии умствуют. Не быти уже Римской свойственной в Риме державы, но чуждой и французской, на болезнь и растерзание монаршества, и на конечное погубление.

Подтверждением тому, что и в Риме знали и понимали, что же именно произошло в 1054 году и что все сроки все уже вышли, является описание событий тех лет.
Яко же Бароний в лете Господнем 1000-м пишет: зане во оно 1000-е число, страшная комета на небеси явися и велие бяше земли трясение. И змий некий, страшный на воздусе показася. К тому же бяше еще и колебание римския церкви и тяжкия грехи, а наипаче, духовных тогда, извращение всего народа, от чего во многих тогда мнение возрасте, яко антихрист приити имать.
Таким образом, Великая схизма стала окончательно и официально признанным фактом отпадения Римо-католиков от Правой веры в 1054 году. И вот, …по той 1000 лет, Рим конечно от Восточной Церкви отпаде. И не един, но со всеми западными странами отторжеся… и по духовной сути события вполне может считаться началом построения антихристова царства на земле.

На что ещё следует обратить внимание при толковании ранее приведённых двух стихов 255-го и 258-го, так это на то, что число 1000, в данном случае количество лет, по прошествии которых, будет змей освобождён из своего заключения, следует толковать двумя образами: литеральным и духовным. (Как впрочем следует толковать и все прочие числа указанные в Писании - двумя образами. Во избежание ложных предположений.)
По первому образу, литеральному, действительно, с Вознесения Христова прошло почти ровно 1000 лет на момент окончательного отпадения Западной церкви от Истинного вероисповедания и разорение Римского царства. А в духовном смысле, число 1000, есть число совершенное, и означает не столько точное количество чего-либо, а количество времени, совершенно необходимое для того, что бы некий процесс получил своё полное совершение от начала и до конца. В данном случае, это время, которое было необходимо для полного и совершенного отпадения Западной церкви от Правой веры совпало с фактическим количеством лет. И этот есть подтверждение тому, что данное Откровение свершилось.

В описании событий 1000 года от Барония, есть указание о том, что …во оно 1000-е число, страшная комета на небеси явися и велие бяше земли трясение. И змий некий, страшный на воздусе показася… которое совпадает по смыслу со следующим стихом из книги "Апокалипсис":

И третий аггелъ воструби. И паде с небеси звезда велия, горащи яко свеща и паде на 3-ю части реки и на источницехъ водныхъ. И имя звезды глаголется Аксинфос. И бысть часть 3-я вод яко пелынь. И мнози от человекъ умроша от вод яко горки быша.
(Апокалипсис. Гл. 24, стих 110)

Бытует предположение, что здесь речь идёт о взрыве на Чернобыльской АЭС. И в качестве подтверждения приводят тот факт, что в стихе говорится о полыни, а слово "чернобыль" - есть именование растения полынь. И, соответственно, относят совершение события, указанного в стихе, к современному периоду времени.
Такое толкование не учитывает очень важные указания, данные в стихе:

Во-первых: сказано - паде с небеси звезда велия, горащи яко свеща. Как и в случае с цифрами, здесь требуется исследовать сказанное в двух категориях (образах) - в литеральном (фактическом) понимании и духовном.
Так в литеральном, действительно падающая с небе звезда горящая указана в книге Барония: …во оно 1000-е число, страшная комета на небеси явися
В духовном смысле, падение звезды горящей с небес, означает падение Западной церкви. Горящей, словно свеча. Свеча - как образ святительства показывает, что падая, свеча обязательно потухнет и больше не даст света способного рассеять тьму.

Во-вторых: …паде на 3-ю части реки и на источницехъ водныхъ… Здесь, под третьей частью подразумевается не территориальное пространство, а духовное. А под источниками водными не реки, ручьи и пр., а источники духовные. И поскольку род людской можно подразделить на три категории - Правоверные, отпавшие (еретики) и язычники, то и упала "звезда" на третью часть рек и источников водных, т.е., на источники духовные (Западная церковь). И после такого события, Западная церковь и стала той самой третьей частью рек и источников водных. Поскольку они и есть та самая павшая "звезда горящая". То есть отпали от Истины и стали антихристами - противниками Христа. О том и сказано у Барония …от чего во многих тогда мнение возрасте, яко антихрист приити имать

В-третьих: …И имя звезды глаголется Аксинфос… В разных книгах "Апокалипсис", имя звезды записано (на церковно-славянском языке) по разному. Например как: Аспинфъ, Аψиньφосъ, Аксиньфосъ… и в синодальном переводе значится как "полынь".
Название растения "полынь", по-гречески αψινφιον. Однако в Новом Завете, имя звезды записано как αψινφος и может быть переведено и как: 1.) трава горького вкуса. Полынь. 2.) абсент (горькая настойка). Часто употребляется в переносном смысле и означает горькую участь, страшные бедствия. В греческих текстах часто вместо слова "полынь" стоит "οδvνμ" - страдание, скорбь.
Полынь (пелынь) - Народное название полыни обыкновенной (artemisia vulgaris) быльник или чернобыльник. Но именно из-за такого вполне случайного совпадения - названия местности по названию растения, многие, за такую "звезду-знак" принимают именно события, произошедшие на Чернобыльской АЭС на том лишь основании, что совпадают названия местности (по названию растения) и аллегорическое название "звезды".Поэтому хотелось бы ещё раз указать, что речь идёт не о географическом месте, а о свойствах травы полынь, о её горечи, которая означает, прежде всего, страдание и скорбь, как ассоциации с очень горькими вкусовыми свойствами травы.

В-четвёртых: …И бысть часть 3-я вод яко пелынь. И мнози от человекъ умроша от вод яко горки быша… Как уже указывал ранее, воды здесь есть - источники духовные. А значит и горечь от них не вкусовая, а духовная. И совершенно глупо прилагать к такому событию, радиоактивное заражение речной воды и земли. Не о вкусовой горечи идёт речь, а о том, что горьки стали речи и учения (источники водные) римо-католической, латинской церкви для душ людских. Наполнились горечью лжи, прельщением, страданиями и скорбью.
И от того, все отпавшие и входящие в латинскую церковь (одна треть человек), умерли. Духовно.

Книга пророка Даниила.

Сон царя Навуходоносора:
Ты царю видяше, и се тело едино велие, тело то и обличие его округло. Стоя пред лицеем твоим, но зракъ лица его страшен. Тело его же глава от злата жива. Руце и перси, и мышце его сребрены, чрево, и стегне медяны, голени железни, и часть некая скудельна.
Видяше дондеже утрежеся камень от горы не руками. И удари тело в нозе железни и скудельни, и истни их до конца. Тогда истреся зело, скудель, железо, медь сребро и злато. И бысть яко прах от гумна летняя. И взят их премногий ветер, и место необретеся им. Камень же иже раздрази образа, бысть гора велика и наплени всю землю.

(Острожская Библия. Даниил. Гл. 2, вид. 3.)

Синодальный вариант перевода:
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

(Даниил. Гл. 2, ст: 31-35.)

Толкование сна было дано пророком Даниилом следующее:
Ему же (царю Навуходоносору) Бог Небесный царство даст крепко и державно, и чьести в сем месте. На нем же живут сынове человечи, и зверие польсти, и птица небесныя, и рыбы морскыя, дал есть в руку твоею. И поставил тебя есть властелина всем. Ты еси глава злата.
И в след тебе восстанет царство другое мнеи тебе, еже есть сребро. Царство же третие еже есть медь, иже сдовлеет всей земли. И царство четвертое будет крепле, аки железо. И яко же железо стончивает и умягчает все, тако же и то утончит и умягчит все. И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины. Царство ино разделено будет в нем. А яко же виде железо смешено с глиною, и престы ножнии, часть железна и часть глиняна. Часть же будет царства крепка, от себе само будет сокрушено. И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною.
И в день царств тех въставит Бог Небесный царство еже в векы неразсыплется, и царство Его людем инеем не останет. Отончит и извеет вся царства, а то станет в векы.
А яко же виде, яко отсечеся от горы камыкъ без руку, и отончи глину и железо и медь и сребро и злато. Бог Великий совести царю ему же есть быти по сем.

(Острожская Библия. Даниил. Гл. 2, вид. 3.)

Синодальный перевод:
Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.
А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, г
лину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
(Даниил. Гл. 2, ст: 37-45.)

Следует отметить, что прежде чем объяснить царю Навуходоносору сон его, Пророк Даниил предупреждает, что это не его собственные умозаключения или толкования, а откровение, данное Богом. И всё что он расскажет, безусловно (т.е., обязательно) совершится.
В толковании сна идёт повествование о 4-х царствах. При этом, все Святые Отцы сходятся во мнении, что порядок их и именование их таковы:

Дух Святый устами пророческими изъявляет четыре начальнейших монаршества пребывающих даже до скончания мира, последовательно друг другу последующие. Изъявляют же ся сие, образом идола.
Его же глава злата: 1-е монаршество Ассирийское.
Перси серебряные: 2-е монаршество Перское.
Чрево медяно: 3-е монаршество Греческое.
Голени железные: 4-е монаршество Римское.
Яко же бо голени две суть. Тако и царство Римское двоечастно бысть. На Востоке от Константина Великого начало имуще в новом Риме (си есть в Константинополе) и на Западе в ветхом Риме.

("Книга о последних временах.")

На основании предложенного толкования можно утверждать, что последнее царство (монаршество) будет Римское. При этом, образ его - это голени железные с пальцами из железа и глины вперемешку. И поскольку голени две, то и царств будет два: в старом Риме на Западе и в Константинополе (Греция) на Востоке. Образ пальцев являет собой разделения и расколы, которые будут происходить в этих двух монаршествах:
И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины. Царство ино разделено будет в нем...
Далее сказано, что четвёртое царство буде сокрушено само в себе по причине того, что будет состоять из железа и глины:
А яко же виде железо смешено с глиною, и престы ножнии, часть железна и часть глиняна. Часть же будет царства крепка, от себе само будет сокрушено. И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною.

Кроме указания, что последнее монаршество Римское будет разделено на двое, так ещё претерпит разделения (на "пальцы") и расколы, которые приведут к сокрушению обоих монаршеств. И западного - Римского и восточного - Греческого.
И так будет до тех пор, …дондеже утрежеся камень от горы не руками. И удари тело в нозе железни и скудельни, и истни их до конца. Тогда истреся зело, скудель, железо, медь сребро и злато
в день царств тех въставит Бог Небесный царство еже в векы неразсыплется, и царство Его людем инеем не останет. Отончит и извеет вся царства, а то станет в векы
Под камнем (нерукотворным), который ударит в "ноги" великана, все толковники и Святители и Отцы Церкви однозначно называют Христа. И поскольку далее сказано …Тогда истреся зело, скудель, железо, медь сребро и злато… …в день царств тех въставит Бог Небесный царство еже в векы неразсыплется…, то такое царство и будет Царство Христово.

Под сокрушением ног великана и толковники и Святые Отцы имеют следующее размышление:
Сокрушенней убо сущей единой голени си есть монаршеству Римскому на Востоке через турок
Сокрушенным Римским монаршеством на Востоке, от турок, называют царство Константина Великого в Константинополе. О западном монаршестве - ветхом Риме, утверждают следующее: …другая голень на Западе, пребывать будет даже до пришествия антихристова. Тако глаголет Даниил пророк во главе 2-й

Есть два очень важных толкования, которые более подробно объясняют и показывают, что именно подразумевается под сокрушением Римского монаршества. Первое, имеет отношение к западной его части (Западной Церкви) и уже рассмотрено и представлено здесь в статье. Второе: имеет отношение к восточной части - Восточной Церкви.

Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана. И от тогда и сия падеся и сокрушися вторая голень. Но аще на Востоке турки и не принуждают ко своему зловерию, обаче верные во Христа сами по малу ослабевающее. Испадоша Догматов Церковных или Самаго Духа
(Из "Книги о последних временах")

Смысл и суть такого процитированного толкования следующая, что Восточная Церковь, греческая, в Константинополе, по прошествии много времени, после отпадения Западной Церкви от Истинного вероисповедания, тоже будет сокрушена. И произойдёт такое разрушение после нападения на Грецию и захвата Константинополя войсками турецкого султана.
В отличии от причин приведших к падению Западной Церкви, которая была сокрушена ересями и пагубными учениями насильно Ей насаждавшимися:
Ибо оный Карл, новый кесарь, еретик бяше. И с собою многих великих еретиков в Рим привел и попустил им свободно учить народ римский ересям. От коего учения тех находящих велия быша распря, велие развращение и велие смущение. Многие от людей благоверных начаша сомневаться, и во оных еретичествах, как в болоте утопать
Восточная Церковь сокрушилась сама в себе
Часть же будет царства крепка, от себе само будет сокрушено…
И если Западная Церковь пала под гнётом привнесённой ереси и учений пагубных, то Восточная от собственной теплохладности
турки и не принуждают ко своему зловерию, обаче верные во Христа сами по малу ослабевающее. Испадоша Догматов Церковных или Самаго Духа

Если обратиться ко книге Андрея Дионисьевича "О признаках последнего времени", то там можно найти очень точный и полный ответ вопрошающему о сокрушении великана, увиденного царём Навуходоносором во сне и о том, как и когда такое событие произойдёт воочию, т.е., когда сбудет пророческое толкование сна пророком Даниилом:

Известно можешь и о разрушении Римского свойственного царства. Ибо две голени онаго образа знаменованием быша Римскаго царства, во единой державе двоих мест Востока и Запада. Но уже Восточных Церквей власть на западе быти преста. Кая от лет древних и от лет великаго Константина в новом Риме (сиречь Константинополе) царствовавши неотъемлемо и Ветхим Римом владеюща. Власть оная до французского великаго короля Карла пребываше. Сего же на царство Римское возведением разрушися, и начало великой схизмы с Востоком к Западу сотворися. И се видишь единыя голени онаго образа сокрушение. И тако до конца оныя образ сокрушился. И 4-й зверь показанный Даниилу (который знамением бысть 4-го монаршества Римскаго) упразднился.
Яко в лето от Рождества Христова 805-е, Леон папа, на Римскую державу чуждого короля Карла франков короновал и цесарем римским провозгласил. От чего власть Римская на двое разделилась, и первую к разорванию соединения Церкви причину подал…
…тем же всегда в памяти своей нам всем православным имети и прежде бывшая причины, и сему внимать, яко по 1000 лет от Воплощения Божия Слова, Рим отпал со всеми западными странами от Восточныя Церкви. В 500-т же, 95-е лето по 1000 (1595 год), жители в Малой России к римскому костелу приступили, и на всей воли римскаго папы заручную грамоту дали ему. Се второе оторвание Христиан от Восточныя Церкви. Оберегая же сие пишет: егда исполнится ҂Аχξς (1666) лет да не что бы от прежде бывших вин зло некакового не пострадати и нам, но покаянием Бога умилостивить, и Мать Его нам к себе привлечь…

Если указание причин, приведших к падению Западной Церкви и определение времени завершения Великой схизмы представлено в полной мере и в достаточном для понимания рассмотрении, то представляется возможным перейти к исследованию и определению причин падения и сокрушения "второй голени" - Греческой державы.

20.09.2017

Часть 2. СОКРУШЕНИЕ ВТОРОЙ ГОЛЕНИ

Царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Ев. От Матфея 12:25)

И так, процесс сокрушения "первой голени" - отпадение Западной Церкви от Восточной - завершился. Далее последовало сокрушение второй "голени", как о том сказано в толковании сна царя Навуходоносора пророком Даниилом.
…Но уже Восточных Церквей власть на западе быти преста. Кая от лет древних и от лет великаго Константина в новом Риме (сиречь Константинополе) царствовавши неотъемлемо и Ветхим Римом владеюща. Власть оная до французского великаго короля Карла пребываше. Сего же на царство Римское возведением разрушися, и начало великой схизмы с Востоком к Западу сотворися…
…Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана…

(Из "Книги о последних временах")

Из приведённых цитат можно понять, что разделение Римского монаршества на две "голени", произошло при Константине I Великом, после переноса, в 330 году, столицы Римского государства в город Византий (Константинополь). С этого момента, Константин становится монархом и ветхого Рима и нового Рима (Константинополя).
В 800 году, после коронования папой римским Леоном III, на римский престол, короля франков - Карла Великого …уже Восточных Церквей власть на западе быти преста
Первая "голень", четвёртого, последнего на земле, монаршества Римского сокрушилась. И …разрешенъ сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущих в четырех углах земля… Поскольку дьявол вышел, что бы прельщать, то и битва с ним перешла в духовную плоскость. Видимую, только духовными очами.

Точно так же, как и сокрушение Западной Церкви - ветхого Рима, так и сокрушение Восточной (Византийской) Церкви произошло не сразу. И падение Константинополя, как и Великая схизма, есть видимая, заключительная часть происходящего процесса отпадения.
От момента, когда король Карл I Великий, после коронования на Римский престол, привлёк для духовного "просвещения" христиан разного рода еретиков, лжеучителей и прочих сквернителей и хулителей Христианской веры, до окончательного падения в ересь всей Западной Церкви, прошло почти 250 лет. Весь процесс, по своему свойству, был насильственным, поскольку насаждаемый извне. Через еретичествующих и через насаждение ложных учений.
Падение Греческой (Восточной) Церкви, произошло изнутри. По духовной теплохладности и отступлению от Заповедей и Законов Божиих самих верующих. Без внешнего принуждения. Причина такого падения указана в книге "Апокалипсис": …И егда скончатеся 1000 летъ, разрешенъ будет сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущих в четырех углах земля. Гога и Магога на брань собрати я

Как видно из текста о турецком пленении Константинополя, можно сказать, что факт захвата турецкими войсками Константинополя есть не начало падения Восточной Церкви, а следствие Её уже практически совершившегося отпадения. А сокрушение Византии есть как наказание за содеянное отступление от Истинной веры. Именно по этой причине и не возникло необходимости османскому султану насаждать …зловерие… в Греческой Церкви.

В ситуации, когда Западная Церковь отпала от Восточной, а Восточная Церковь начала своё падение, будет уместно отметить, что до Великой схизмы, все еретики были суть предтечи антихристовы, а после отпадения Западной Церкви, представители ветхого Рима, вполне могут именоваться антихристами (анти-против). Поскольку стали не просто еретиками или запутавшимися в ложных учениях, но именно противниками Христу. Отсюда и было положено начало, теперь уже и духовной войне папского престола (читай - змея прельщающего), против всего христианского мира:
Когда же князь мира сего вступление (в мир) показал, тогда он с поспешники себе восприял, не в созидание, но в разорение правоверных и особенно тех, в которых Слово Божее не вмещается: к коим аще бы и не вступил он, не имели бы разума Христова, в них же повелено пребывати. О таком вступлении пишет Святой Апостол Павел следующие словеса:да ни кто же вас прельстит ни по единому образу: яко аще не придет отступление прежде и открыется человек греха...
(Из "Книги о последних временах")

Человек греха - в данном послании, есть не некий субъект, именующийся человеком, а общее состояние общества, обозначенное собирательным образом - человеком греха. Поскольку это образное понятие, то и не указывает на конкретного одного человека, а на всё человечество в своём отступлении от Бога.
Так же следует отметить, что приставка "анти", кроме значения против, имеет и ещё одно значение - "вместо". Вместо чего-либо или кого-либо. И такое именование папы римского антихристом имеет самое верное обоснование, поскольку он восхитил себе не только власть монаршую, но и покусился на власть Христову, т.е., поставил себя в церкви вместо Христа.
Таким образом, образ грядущего антихриста имеет двоякое толкование. Одно - духовное, противление Истине и противоборство Ей и второе - намерение восхитить власть Божию на земле и под именем Самого Христа совершить поклонение себе. Соответственно, первое, духовное определение вполне уместно сопрягается с таким понятием как "мерзость запустения", которая будет стоять на Святом месте, а второе с понятием - "сын погибели", поскольку и будет представлять собой некую реальную персону. И такой персоной становится каждый вступающий в сан папа римский.

К чему столь подробное рассмотрение момента начала сокрушения второй "голени", т.е., Восточной Церкви? К тому, что сказано:
И видехъ ангелъ с Небеси сходящъ, имущь ключ бездны и железно уже велие в руце его и ятъ змия и змию древнюю, еже есть диявол и сатана, и связай на 1000 лет и в бездну затвори и запечатле о нем. Да не прельстит к тому языки дондеже скончается 1000 летъ. И по сих подобаетъ ему отрешену быти в мало летъ… (Апок.)
Отрешену, т.е., свободному от заточения, быть змею мало лет. И этот срок - "мало лет", как правило, представляются многим как 3,5 года. И такое предположение внесло много путаницы в последующие толкования и пояснения текста стиха.
Поскольку, в тексте книги "Апокалипсис", нет ни какого точного указания количества лет, которые бы могли быть приняты за этот малый период, то вероятнее всего, следует принять любой временной отрезок, который будет меньше, чем 1000 лет. Кроме того, нет смысла вообще пытаться его вычислить, потому как:

Во-первых - предыдущий период в 1000 лет есть, как условное число лет необходимое для завершения процесса сокрушения одной "голени" , так и малое количество лет, которое есть метафорическое, образное выражение, обозначающее всего лишь меньшее время в сравнении с предыдущим, 1000 летним периодом. Поскольку отпадение под спудом прельщения произойдёт быстрее, чем под страхом гонений и казней.

Во-вторых - если бы была необходимость в точном летоисчислении, то такой период был бы определён в книге конкретным указанием по количеству лет или действительным срокам.

В-третьих: указание точного числа лет позволило бы определить время Второго Пришествия Христова, а значит противоречило бы словам Христа о том, что: …О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;… (Ев. Матф. 24:36). А такое противоречие, уже суть есть лукавство.

Следует так же добавить, что "малое количество лет" не является временем царствования антихриста, а есть период, за который змей …прельстити языки сущих в четырех углах земля. Гога и Магога на брань собрати… Иначе говоря, это будет время построения царства антихристова на земле и собрание всех соратников антихристовых, гога и магога, (противников Христу) на битву.

Сказуется бо на двух голенях стоять показанному образу в Данииле, прознаменуя державу Римскую и Греческую. Се есть Восточную и Западную страну под единоначалием, еже знаменует во едином теле. И по еже отъятися сей державе, антихристову быти настатию. Но где прежде образа сего голень сокрушися, сиречь в Риме преста власть греческих царей или от древних лет власть Римская державы пребывающия отъяся, причиною помазанием иного царя от королевства французского Карла. И се есть начало или причина антихристову быти в Риме царству.
(Из книги "О случаех последнего времени")

В 1453 году Константинополь пал, будучи захвачен войсками турок-османов. Последний византийский император Константин XI убит в битве. С этого момента, можно на полном основании утверждать, что уничтожение Восточной части Римской империи (Византии) то есть сокрушение второй "голени" совершилось.
Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана
С момента Великой схизмы и до падения Константинополя прошло 400 лет. Это время уже относится к тому самому периоду в "мало лет", о котором и сказано в стихе книги Апокалипсис:
Да не прельстит к тому языки дондеже скончается 1000 летъ. И по сих подобаетъ ему отрешену быти в мало летъ… (Апок. Гл. 60, ст. 255)
И егда скончатеся 1000 л?тъ, разр?шенъ будетъ сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущихъ в четырехъ углехъ земля. Гога и Магога на брань собрати я. Им же числом ихъ яко песокъ морьский. И взыдутъ на широту земля и обыдутъ стан святыхъ. И градъ святый и возлюбленный. И снидет огнь от Бога с Небеси и поястъ я и дияволъ льстяи… (Апок. Гл. 63, ст., 258, 259)

Можно ли считать период в 400 лет, прошедший от Великой схизмы и до падения Константинополя совершенно полным для того, что бы считать его тем самым "малым количеством лет", отведённых дьяволу что бы …прельстити языки сущихъ в четырехъ углехъ земля… или нет? О том толкователи, Святители и Святые Отцы ни чего не утверждают. Но если рассудить основательно, и учесть следующее, сказанное пророком Даниилом царю Навуходоносору на его сон:
И царство четвертое будет крепле, аки железо. И яко же железо стончивает и умягчает все, тако же и то утончит и умягчит все. И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины. Царство ино разделено будет в нем. А яко же виде железо смешено с глиною, и престы ножнии, часть железна и часть глиняна. Часть же будет царства крепка, от себе само будет сокрушено. И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною… (книга пророка Даниила. Гл. 7 видение 8.)
То можно предположить, что время от Великой схизмы и до падения Византии есть лишь часть того самого "малого количества лет".
Причиной такого предположения служат следующие строки из толкования сна: …И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины… и …И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною
Которые указывают на то, что речь идёт о разделении "голеней" на "пальцы", которые будут частью из "глины", а частью из "железа" и при этом не будут смешиваться.

Все Святые Отцы и Святители сходятся во мнении, что здесь идёт речь о том, что после разделения Римского царства надвое (на две "голени") - Западное монаршество (ветхий Рим) и Восточное (новый Рим - Византий): …Сицево разделение бысть в Римской державе по Константиине Велицем и по Феодосии царех, едино царство на сыны их разделяшеся но во едином союзе..., произошло дальнейшее разделение обоих монаршеств на ещё более меньшие части - "пальцы". Часть из которых "глиняна", а часть "железна".
Такие эпитеты как: "глиняные" и "железные" означают, вероятно, подразделение на слабые или отпавшие от Истинной веры и на стойкие и крепкие, сохраняющие чистоту вероисповедания. И не будут они смешиваться, потому как невозможно смешать глину и железо, ложь и Истину, что бы представить их одним целым.
И поскольку, после крушения обоих "голеней" (двух монаршеств), ещё останутся "железные пальцы", то сатана продолжит своё дело по искушению и совращению народов по всей земле. А значит "малое количество лет" продлится до той поры, пока не сокрушится и не падёт последний "палец" от "ноги" последнего Римского монаршества.

Книга пророка Даниила.

Есть в книге Вопрос, заданный посетителем, в котором он просит пояснить о разделении Римского монаршества и о значении железной голени:
Яко же Даниил во главе 2 пишет: и от корене железа будет в нем. Сиречь и по разделении твердо будет аки железо. Разделися же по Александре Македонском Еллинское царство на четыре части, но не паде сего ради Еллинское царство. Так и о Риме умствовать подобает, аще на Востоке (от области агарян) и паде, но на Западе стоит… (Из "Книги о последних временах")
В этом вопросе есть утверждение о том, что, Римское монаршество, даже после разделения и сокрушения, одна из его "голеней" - железная, всё же останется. И таким "сохранившимся" царством объявляет Западное, в ветхом Риме.
На что, автор книги отвечает следующее:
Сказуется бо на двух голенях стоять показанному образу в Данииле, прознаменуя державу Римскую и Греческую. Се есть Восточную и Западную страну под единоначалием, еже знаменует во едином теле. И по еже отъятися сей державе, антихристову быти настатию. Но где прежде образа сего голень сокрушися, сиречь в Риме преста власть греческих царей или от древних лет власть Римская державы пребывающия отъяся, причиною помазанием иного царя от королевства французского Карла.
И се есть начало или причина антихристову быти в Риме царству…
Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана. И от тогда и сия падеся и сокрушися вторая голень. Но аще на Востоке турки и не принуждают ко своему зловерию, обаче верные во Христа сами по малу ослабевающее. Испадоша Догматов Церковных или Самаго Духа…
…И тако от обоих сих голеней сокрушений, убиен бысть 4-й зверь явленный в Данииле. А что глаголеши, яко и по разделении Еллинского царства тому пребывать, о том послушаем Иакова премудрого, иже во дни Ираклия, греческого царя, Христа познал, от жидовского сый рода, что в книге своей глаголет: аще (рече) четвертому царству еже есть Греческой земли оскверниться и разделиться и сокрушиться, яко же рече Даниил. Поистине ничто же ино будет, токмо десять перст и десять рогов четвертого зверя, и прочее. Малый рог пременяя все боговидение, и абие скончание мира. До зде Иаков.
Зри убо и сей ни что же ино ожидать глаголет. Точию по разделении и сокрушении, рогу оному восстать, имущему уста велия глаголющая, се есть антихристу. А не то, еже бы и по сокрушении и разделении пребывать той державе. Ибо всеми глаголется, не надеятися по сем такову стоянию пребывать, яково бяше разделением по царе Александре царство греческое, яко же Писание являет…
…А в последнем сем разделении, на растерзание и погубление мира, и на конечное престатие Римской державы, яже от начала Римских царей пребываше, Восток с Западом в том созидашеся. Кая уже от дней Карловых в Риме преста и чуждый король никогда не том престоле не бывалый. Греческую ону державу себе прия по насилию власти, о чем суть и словеса пророчеств, и вси согласно учители церковнии умствуют. Не быти уже Римской свойственной в Риме державы, но чуждой и французской, на болезнь и растерзание монаршества, и на конечное погубление. Прочее, ты един над свыше всея Церкве не буди лучше мнением своим, но от непомутных глав преданная держи

(Из "Книги о последних временах")

В ответе есть указание о четвёртом звере с десятью рогами. Который так же именуется четвёртым, последним монаршеством, то есть Римским царством. Вот как об этом написано в книге пророка Даниила во главе 7-й и видении 8-м:
И четыре зверие велиции исхождаху из моря различь себе.
Первый аки львица имущии крыле, крыле же ея аки орлу…
И се зверь вторый подобен медведицы…
Вслед сего видех, исе зверь ине аки рысь…
Вслед сего видех, и се зверь четвертый горд и страшен, и крепок излиха. Зубы же его железни и вели и ногти медяны, ядый и отончевая останок же ногама попираше. Той же разлучаяся излиха паче всех звери прежних, и рог 10 ему. И смотрех же в розех ему и се рог другий мал взыде пред ними, трие же рози преднии стрегнушася ему от лица его. И се очи аки человечи в розе том, и уста глаголюща велика…
Сии зверие велии четыре, четыре царства восстанут на земли яже возмутся, и преимут царство вышняго, и возмут е до века, и до века в век.
И вопрошах конечне о звери четвертем, яко бяше разен от всего звери, и гред излиха…
…И рече, зверь четвертый, царство четвертое есть на земли, еже преспеет вся царства, и пояст всю землю, и поперет ю и посечет ю. И десять рог ему, десять царей въстанет. И по них въстанет другий, иже преспеет злобами вся иже прежде его, и три царя смирит. И словеса к всевышнему сглаголет, и Святы вышняго смирит и помыслит пременити времена и закон. И дастся в руку его до воремени и времену, и пол времени и судище сядет, и власть его преставят, яко потребити и погубити до конца.

(приведено с сокращениями)

Синодальный перевод:
и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый - как лев, но у него крылья орлиные…
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя…
Затем видел я, вот еще зверь, как барс…
и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно…
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен…
Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени

(Кн. Пр. Даниила 7: 2-27)

Как видно из ответа и из видения пророка Даниила, после разделения римского монаршества на две части, обе будут сокрушены и погублены. Однако, очень часто можно слышать утверждения о том, что Западное царство пребудет даже до самого образования антихристова царства. При этом, в утверждение о существовании Западного царства вкладывается смысл, что оно (Западное монаршество) будет до самого пришествия антихриста, и будет представлять собой Истинную Церковь.
Такое утверждение, явно ни чем не обоснованное, является ложным, потому как сказано, что: …Поистине ничто же ино будет, токмо десять перст и десять рогов четвертого зверя… а так же …десять рог ему, десять царей въстанет. И по них въстанет другий, иже преспеет злобами вся иже прежде его, и три царя смирит
Здесь, десять "перст" образно привязываются к десяти рогам зверя. И теперь, толкование сна царя и видение пророка Даниила, дают основание утверждать, что после разделения Римского монаршества на две "голени" и сокрушения обоих его частей, останутся только "десять перст" от ног великана из сна царского, которые так же есть образ "десяти рогов" четвёртого зверя, виденного пророком Даниилом. Где четвёртый зверь и есть последнее Римское монаршество.

Следует так же добавить, что как видно из Писания, речи о том, что якобы после сокрушения обоих "голеней" восстанет третья "голень" - некий новейший третий Рим, не идёт. Нет и иных каких-либо подобных указаний на этот счёт. Но сказано, что останется после падения только десять "перст", которые есть десять "рогов" четвёртого зверя (монаршества). И уже они войдут в состав царства антихритова на земле.
Зри убо и сей ни что же ино ожидать глаголет. Точию по разделении и сокрушении, рогу оному восстать, имущему уста велия глаголющая, се есть антихристу. А не то, еже бы и по сокрушении и разделении пребывать той державе

С этого момента, как произойдёт разделение на десять "перстов" (десять рогов), восстанет "малый рог" на главе четвёртого зверя:
зверь четвертый, царство четвертое есть на земли (Римское монаршество), еже преспеет вся царства, и пояст всю землю, и поперет ю и посечет ю. И десять рог ему, десять царей въстанет. И по них въстанет другий, иже преспеет злобами вся иже прежде его, и три царя смирит. И словеса к всевышнему сглаголет, и Святы вышняго смирит и помыслит пременити времена и закон. И дастся в руку его до времени и времени, и пол времени и судище сядет, и власть его преставят, яко потребити и погубити до конца
Здесь, царство антихристово имеет образ "другого рога", который …преспеет злобами вся иже прежде его… (превзойдёт в богохульной злобе своей все царства до него существовавшие), …и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним… И …три царя смирит… Указание о том, что будут исторгнуты от лица зверя три рога, и послужило тем поводом, по которому и возникло предположение о третьем Риме.
Но такое представление трёх отторгнутых рогов неверно. Поскольку все три рога являются частью от десяти рогов, тех, которые и есть "пальцы", глиняны и железны, на которые рассыплется последнее, четвертое монаршество Римское. И три царства есть три "рога", которые исторгнет царство антихристово …от лица его (головы зверя)…, суть есть три "перста" железных, отделившихся после сокрушения Западного и Восточного монаршеств, которые и станут самыми последними, которые антихрист сокрушит и уничтожит.

28.09.2017

 
  © 2013-2024 "АКСИНФОС" Все права защищены. Гордобаев И. А.