ВРЕМЯ ОТКРОВЕНИЙ.
Размышления по теме рукописи
"Книга о случаях последнего времени.
Титинъ потрясет велми χξς число".

Часть 2. "СОКРУШЕНИЕ "ВТОРОЙ ГОЛЕНИ".

Царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
(Ев. От Матфея 12:25)

И так, процесс сокрушения "первой голени" - отпадение Западной Церкви от Восточной - завершился. Далее последовало сокрушение второй "голени", как о том сказано в толковании сна царя Навуходоносора пророком Даниилом.
…Но уже Восточных Церквей власть на западе быти преста. Кая от лет древних и от лет великаго Константина в новом Риме (сиречь Константинополе) царствовавши неотъемлемо и Ветхим Римом владеюща. Власть оная до французского великаго короля Карла пребываше. Сего же на царство Римское возведением разрушися, и начало великой схизмы с Востоком к Западу сотворися…
…Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана…

(Из "Книги о последних временах")

Из приведённых цитат можно понять, что разделение Римского монаршества на две "голени", произошло при Константине I Великом, после переноса, в 330 году, столицы Римского государства в город Византий (Константинополь). С этого момента, Константин становится монархом и ветхого Рима и нового Рима (Константинополя).
В 800 году, после коронования папой римским Леоном III, на римский престол, короля франков - Карла Великого …уже Восточных Церквей власть на западе быти преста
Первая "голень", четвёртого, последнего на земле, монаршества Римского сокрушилась. И …разрешенъ сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущих в четырех углах земля… Поскольку дьявол вышел, что бы прельщать, то и битва с ним перешла в духовную плоскость. Видимую, только духовными очами.

Точно так же, как и сокрушение Западной Церкви - ветхого Рима, так и сокрушение Восточной (Византийской) Церкви произошло не сразу. И падение Константинополя, как и Великая схизма, есть видимая, заключительная часть происходящего процесса отпадения.
От момента, когда король Карл I Великий, после коронования на Римский престол, привлёк, для духовного "просвещения" христиан, разного рода еретиков, лжеучителей и прочих сквернителей и хулителей Христианской веры, до окончательного впадения в ересь всей Западной Церкви, прошло почти 250 лет. Весь процесс, по своему свойству, был насильственным, поскольку насаждался силой извне. Через еретичествующих и их ложные учения.
Падение Греческой (Восточной) Церкви, произошло изнутри. По духовной теплохладности и отступлению от Заповедей и Законов Божиих самих верующих. Без внешнего принуждения. Причина такого падения указана в книге "Апокалипсис": …И егда скончатеся 1000 летъ, разрешенъ будет сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущих в четырех углах земля. Гога и Магога на брань собрати я

Как видно из текста о турецком пленении Константинополя, можно сказать, что факт захвата турецкими войсками Константинополя есть не начало падения Восточной Церкви, а следствие Её уже практически совершившегося отпадения от Правой веры. А сокрушение Византии, есть наказание за содеянное.
Именно по этой причине и не возникло необходимости османскому султану насаждать …зловерие… в Греческой Церкви.

В ситуации, когда Западная Церковь отпала от Восточной, а Восточная Церковь начала своё падение, будет уместно отметить, что до Великой схизмы, все еретики были суть предтечи антихристовы, а после отпадения Западной Церкви, представители ветхого Рима, вполне могут именоваться антихристами (анти-против). Поскольку стали не просто еретиками или запутавшимися в ложных учениях, но именно противниками Христу. Отсюда и было положено начало, теперь уже и духовной войне папского престола (читай - змея прельщающего), против всего христианского мира:
...Когда же князь мира сего вступление (в мир) показал, тогда он с поспешники себе восприял, не в созидание, но в разорение правоверных и особенно тех, в которых Слово Божее не вмещается: к коим аще бы и не вступил он, не имели бы разума Христова, в них же повелено пребывати. О таком вступлении пишет Святой Апостол Павел следующие словеса:да ни кто же вас прельстит ни по единому образу: яко аще не придет отступление прежде и открыется человек греха...
(Из "Книги о последних временах")

Человек греха - в данном послании, есть не некий субъект, именующийся человеком, а общее состояние общества, обозначенное собирательным образом - человеком греха. Поскольку это образное понятие, то оно не указывает на конкретного одного человека, а на всё человечество, согрешающего отступлением от Бога.
Так же следует отметить, что приставка "анти", кроме значения против, имеет и ещё одно значение - "вместо". Вместо чего-либо или кого-либо. И такое именование папы римского антихристом имеет самое верное обоснование, поскольку он восхитил себе не только власть монаршую, но и покусился на власть Христову, т.е., поставил себя в церкви вместо Христа.
Соответственно, образ грядущего антихриста имеет двоякое толкование. Одно - духовное, противление Истине и противоборство Ей и второе - намерение восхитить власть Божию на земле и под именем Самого Христа принудить к поклонению себе. Соответственно, первое, духовное определение вполне уместно сопрягается с таким понятием как "мерзость запустения", которая будет стоять на Святом месте, а второе с понятием - "сын погибели", поскольку и будет представлять собой некую реальную персону. И такой персоной становится каждый вступающий в сан папа римский.

К чему столь подробное рассмотрение момента начала сокрушения второй "голени", т.е., Восточной Церкви? К тому, что сказано:
И видехъ ангелъ с Небеси сходящъ, имущь ключ бездны и железно уже велие в руце его и ятъ змия и змию древнюю, еже есть диявол и сатана, и связай на 1000 лет и в бездну затвори и запечатле о нем. Да не прельстит к тому языки дондеже скончается 1000 летъ. И по сих подобаетъ ему отрешену быти в мало летъ… (Апок.)
Отрешену, т.е., свободному от заточения, быть змею мало лет. И этот срок - "мало лет", как правило, представляются многим как 3,5 года. И такое предположение внесло много путаницы в последующие толкования и пояснения текста стиха.
Поскольку, в тексте книги "Апокалипсис", нет ни какого точного указания количества лет, которые бы могли быть приняты за этот малый период, то вероятнее всего, следует принять любой временной отрезок, который будет меньше, чем 1000 лет. Кроме того, нет смысла вообще пытаться его вычислить, потому как:

Во-первых - предыдущий период в 1000 лет есть, как условное число лет необходимое для завершения процесса сокрушения одной "голени" , так и малое количество лет, которое есть метафорическое, образное выражение, обозначающее всего лишь меньшее время в сравнении с предыдущим, 1000 летним периодом. Поскольку отпадение под спудом прельщения произойдёт быстрее, чем под страхом гонений и казней.

Во-вторых - если бы была необходимость в точном летоисчислении, то такой период был бы определён в книге конкретным указанием по количеству лет или действительным срокам.

В-третьих: указание точного числа лет позволило бы определить время Второго Пришествия Христова, а значит противоречило бы словам Христа о том, что: …О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;… (Ев. Матф. 24:36). А такое противоречие, уже суть есть лукавство.

Следует так же добавить, что "малое количество лет" не является временем царствования антихриста, а есть период, за который змей …прельстити языки сущих в четырех углах земля. Гога и Магога на брань собрати… Иначе говоря, это будет время построения царства антихристова на земле и собрание всех соратников антихристовых, гога и магога, (противников Христу) на битву.

...Сказуется бо на двух голенях стоять показанному образу в Данииле, прознаменуя державу Римскую и Греческую. Се есть Восточную и Западную страну под единоначалием, еже знаменует во едином теле. И по еже отъятися сей державе, антихристову быти настатию. Но где прежде образа сего голень сокрушися, сиречь в Риме преста власть греческих царей или от древних лет власть Римская державы пребывающия отъяся, причиною помазанием иного царя от королевства французского Карла. И се есть начало или причина антихристову быти в Риме царству...
(Из книги "О случаех последнего времени")

В 1453 году Константинополь пал, будучи захвачен войсками турок-османов. Последний византийский император Константин XI был убит в битве. С этого момента, можно на полном основании утверждать, что уничтожение Восточной части Римской империи (Византии) то есть сокрушение второй "голени", совершилось.
Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана
С момента Великой схизмы и до падения Константинополя прошло 400 лет. Это время уже относится к тому самому периоду в "мало лет", о котором и сказано в стихе книги Апокалипсис:
Да не прельстит к тому языки дондеже скончается 1000 летъ. И по сих подобаетъ ему отрешену быти в мало летъ… (Апок. Гл. 60, ст. 255)
И егда скончатеся 1000 летъ, разрешенъ будетъ сатана от темница своея. И изыдет прельстити языки сущихъ в четырехъ углехъ земля. Гога и Магога на брань собрати я. Им же числом ихъ яко песокъ морьский. И взыдутъ на широту земля и обыдутъ стан святыхъ. И градъ святый и возлюбленный. И снидет огнь от Бога с Небеси и поястъ я и дияволъ льстяи… (Апок. Гл. 63, ст., 258, 259)

Можно ли считать период в 400 лет, прошедший от Великой схизмы и до падения Константинополя совершенно полным для того, что бы считать его тем самым "малым количеством лет", отведённых дьяволу что бы …прельстити языки сущихъ в четырехъ углехъ земля… или нет? О том толкователи, Святители и Святые Отцы ни чего не утверждают. Но если рассудить основательно, и учесть следующее, сказанное пророком Даниилом царю Навуходоносору на его сон:
И царство четвертое будет крепле, аки железо. И яко же железо стончивает и умягчает все, тако же и то утончит и умягчит все. И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины. Царство ино разделено будет в нем. А яко же виде железо смешено с глиною, и престы ножнии, часть железна и часть глиняна. Часть же будет царства крепка, от себе само будет сокрушено. И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною… (книга пророка Даниила. Гл. 7 видение 8.)
То можно предположить, что время от Великой схизмы и до падения Византии есть лишь часть того самого "малого количества лет".
Причиной такого предположения служат следующие строки из толкования сна: …И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины… и …И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною
Которые указывают на то, что речь идёт о разделении "голеней" на "пальцы", которые будут частью из "глины", а частью из "железа" и при этом не будут смешиваться.

Все Святые Отцы и Святители сходятся во мнении, что здесь идёт речь о том, что после разделения Римского царства надвое (на две "голени") - Западное монаршество (ветхий Рим) и Восточное (новый Рим - Византий): …Сицево разделение бысть в Римской державе по Константиине Велицем и по Феодосии царех, едино царство на сыны их разделяшеся но во едином союзе..., произошло дальнейшее разделение обоих монаршеств на ещё более меньшие части - "пальцы". Часть из которых "глиняна", а часть "железна".
Такие эпитеты как: "глиняные" и "железные" означают, вероятно, подразделение на слабые или отпавшие от Истинной веры и на стойкие и крепкие, сохраняющие чистоту вероисповедания. И не будут они смешиваться, потому как невозможно смешать глину и железо, ложь и Истину, что бы представить их одним целым.
И поскольку, после крушения обоих "голеней" (двух монаршеств), ещё останутся "железные пальцы", то сатана продолжит своё дело по искушению и совращению народов по всей земле. А значит "малое количество лет" продлится до той поры, пока не сокрушится и не падёт последний "железный палец" оставшийся после крушения "голеней".

Книга пророка Даниила.

Есть в книге один вопрос, в котором интересующийся просит пояснить о разделении Римского монаршества и о значении железной голени:
Яко же Даниил во главе 2 пишет: и от корене железа будет в нем. Сиречь и по разделении твердо будет аки железо. Разделися же по Александре Македонском Еллинское царство на четыре части, но не паде сего ради Еллинское царство. Так и о Риме умствовать подобает, аще на Востоке (от области агарян) и паде, но на Западе стоит… (Из "Книги о последних временах")
В этом вопросе есть утверждение о том, что, Римское монаршество, даже после разделения и сокрушения, одна из "голеней" - железная, всё же останется. И таким "сохранившимся" царством объявляет Западное, в ветхом Риме.
На что, автор книги отвечает следующее:
Сказуется бо на двух голенях стоять показанному образу в Данииле, прознаменуя державу Римскую и Греческую. Се есть Восточную и Западную страну под единоначалием, еже знаменует во едином теле. И по еже отъятися сей державе, антихристову быти настатию. Но где прежде образа сего голень сокрушися, сиречь в Риме преста власть греческих царей или от древних лет власть Римская державы пребывающия отъяся, причиною помазанием иного царя от королевства французского Карла.
И се есть начало или причина антихристову быти в Риме царству…
Вторая же голень образа на Востоке - держава Греческая, по многом времени сокрушении голени Западной державы Римских царей, сокрушися нахождением (нападением) и пленением турецкого султана. И от тогда и сия падеся и сокрушися вторая голень. Но аще на Востоке турки и не принуждают ко своему зловерию, обаче верные во Христа сами по малу ослабевающее. Испадоша Догматов Церковных или Самаго Духа…
…И тако от обоих сих голеней сокрушений, убиен бысть 4-й зверь явленный в Данииле. А что глаголеши, яко и по разделении Еллинского царства тому пребывать, о том послушаем Иакова премудрого, иже во дни Ираклия, греческого царя, Христа познал, от жидовского сый рода, что в книге своей глаголет: аще (рече) четвертому царству еже есть Греческой земли оскверниться и разделиться и сокрушиться, яко же рече Даниил. Поистине ничто же ино будет, токмо десять перст и десять рогов четвертого зверя, и прочее. Малый рог пременяя все боговидение, и абие скончание мира. До зде Иаков.
Зри убо и сей ни что же ино ожидать глаголет. Точию по разделении и сокрушении, рогу оному восстать, имущему уста велия глаголющая, се есть антихристу. А не то, еже бы и по сокрушении и разделении пребывать той державе. Ибо всеми глаголется, не надеятися по сем такову стоянию пребывать, яково бяше разделением по царе Александре царство греческое, яко же Писание являет…
…А в последнем сем разделении, на растерзание и погубление мира, и на конечное престатие Римской державы, яже от начала Римских царей пребываше, Восток с Западом в том созидашеся. Кая уже от дней Карловых в Риме преста и чуждый король никогда не том престоле не бывалый. Греческую ону державу себе прия по насилию власти, о чем суть и словеса пророчеств, и вси согласно учители церковнии умствуют. Не быти уже Римской свойственной в Риме державы, но чуждой и французской, на болезнь и растерзание монаршества, и на конечное погубление. Прочее, ты един над свыше всея Церкве не буди лучше мнением своим, но от непомутных глав преданная держи

(Из "Книги о последних временах")

В ответе есть указание о четвёртом звере с десятью рогами. Который так же именуется четвёртым, последним монаршеством, то есть Римским царством. Вот как об этом написано в книге пророка Даниила во главе 7-й и видении 8-м:
...И четыре зверие велиции исхождаху из моря различь себе.
Первый аки львица имущии крыле, крыле же ея аки орлу…
И се зверь вторый подобен медведицы…
Вслед сего видех, исе зверь ине аки рысь…
Вслед сего видех, и се зверь четвертый горд и страшен, и крепок излиха. Зубы же его железни и вели и ногти медяны, ядый и отончевая останок же ногама попираше. Той же разлучаяся излиха паче всех звери прежних, и рог 10 ему. И смотрех же в розех ему и се рог другий мал взыде пред ними, трие же рози преднии стрегнушася ему от лица его. И се очи аки человечи в розе том, и уста глаголюща велика…
Сии зверие велии четыре, четыре царства восстанут на земли яже возмутся, и преимут царство вышняго, и возмут е до века, и до века в век.
И вопрошах конечне о звери четвертем, яко бяше разен от всего звери, и гред излиха…
…И рече, зверь четвертый, царство четвертое есть на земли, еже преспеет вся царства, и пояст всю землю, и поперет ю и посечет ю. И десять рог ему, десять царей въстанет. И по них въстанет другий, иже преспеет злобами вся иже прежде его, и три царя смирит. И словеса к всевышнему сглаголет, и Святы вышняго смирит и помыслит пременити времена и закон. И дастся в руку его до воремени и времену, и пол времени и судище сядет, и власть его преставят, яко потребити и погубити до конца.

(приведено с сокращениями)

Синодальный перевод:
...и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый - как лев, но у него крылья орлиные…
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя…
Затем видел я, вот еще зверь, как барс…
и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно…
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен…
Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени

(Кн. Пр. Даниила 7: 2-27)

Как видно из ответа и из видения пророка Даниила, после разделения римского монаршества на две части, обе будут сокрушены и погублены. Однако, очень часто можно слышать утверждения о том, что Западное царство пребудет даже до самого образования антихристова царства. При этом, в утверждение о существовании Западного царства вкладывается смысл, что оно (Западное монаршество) будет до самого пришествия антихриста, и будет представлять собой Истинную Церковь.
Такое утверждение, явно ни чем не обоснованное, является ложным, потому как сказано, что: …Поистине ничто же ино будет, токмо десять перст и десять рогов четвертого зверя… а так же …десять рог ему, десять царей въстанет. И по них въстанет другий, иже преспеет злобами вся иже прежде его, и три царя смирит
Здесь, десять "перст" образно привязываются к десяти рогам зверя. И теперь, толкование сна царя и видение пророка Даниила, дают основание утверждать, что после разделения Римского монаршества на две "голени" и сокрушения обоих его частей (в 1054 году и в 1453 году), останутся только "десять перст" от ног великана из сна царского, которые так же есть образ "десяти рогов" четвёртого зверя, виденного пророком Даниилом. Где четвёртый зверь и есть последнее Римское монаршество.

Следует так же добавить, что как видно из Писания, речи о том, что якобы после сокрушения обоих "голеней" восстанет третья "голень" - некий новейший третий Рим, не идёт. Нет и иных каких-либо подобных указаний на этот счёт. Но сказано, что останется после падения только десять "перст", которые есть десять "рогов" четвёртого зверя (монаршества). И уже они войдут в состав царства антихритова на земле.
Зри убо и сей ни что же ино ожидать глаголет. Точию по разделении и сокрушении, рогу оному восстать, имущему уста велия глаголющая, се есть антихристу. А не то, еже бы и по сокрушении и разделении пребывать той державе

С этого момента, как произойдёт разделение на десять "перстов" (десять рогов), восстанет "малый рог" на главе четвёртого зверя:
зверь четвертый, царство четвертое есть на земли (Римское монаршество), еже преспеет вся царства, и пояст всю землю, и поперет ю и посечет ю. И десять рог ему, десять царей въстанет. И по них въстанет другий, иже преспеет злобами вся иже прежде его, и три царя смирит. И словеса к всевышнему сглаголет, и Святы вышняго смирит и помыслит пременити времена и закон. И дастся в руку его до времени и времени, и пол времени и судище сядет, и власть его преставят, яко потребити и погубити до конца
Здесь, царство антихристово имеет образ "другого рога", который …преспеет злобами вся иже прежде его… (превзойдёт в богохульной злобе своей все царства до него существовавшие), …и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним… И …три царя смирит… Указание о том, что будут исторгнуты от лица зверя три рога, и послужило тем поводом, по которому и возникло предположение о третьем Риме.
Но такое представление трёх отторгнутых рогов неверно. Поскольку все три рога являются частью от десяти рогов, тех, которые и есть "пальцы", глиняны и железны, на которые рассыплется последнее, четвертое монаршество Римское. И три царства есть три "рога", которые исторгнет царство антихристово …от лица его (головы зверя)…, суть есть три "перста" железных, отделившихся после сокрушения Западного и Восточного монаршеств, которые и станут самыми последними, которые антихрист сокрушит и уничтожит.

28.09.2017

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая

КНИГА:

"Книга о случаях последнего времени. Титинъ потрясет велми χξς число."