ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДНЯ СОВЕРШЕНИЯ
ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХИ. ч.3

Третья часть статьи о вычислении даты Пасхи, является
некоторым дополнением к предыдущим двум, написанным в марте 2013 года, как раз тогда, когда дата Святой Пасхи в очередной раз была «смещена» относительно истинного дня, на несколько недель позднее.

В этом году ситуация с "переносом" повторяется. И, чтобы не переписывать те факты, которые указаны в предыдущей статье и выводы, которые уже были сделаны, в новой статье постараюсь более кратко рассмотреть и исследовать причины такого "переноса" и саму проблему применения календаря в деле определения даты Пасхи.

По общепринятому мнению, церковный календарь-пасхалия (Александрийская пасхалия), и, соответственно, Юлианский календарь были канонизированы на Первом Вселенском (Никейском) Соборе в 325 году. Но, ни одно из 20-ти правил, принятых на Соборе, сие не устанавливает. Более того, ни в одном из них не говорится ни о каком виде или варианте или даже способе расчёта даты Пасхи.

Вот что по этому поводу писал в своих работах В.В. Болотов:
"Первый вселенский собор созван был для решения догматического вопроса об учении Ария. Но был еще другой вопрос, которого должны были коснуться отцы собора. Это - вопрос о времени празднования пасхи. И на востоке, и на западе этот вопрос [и в начале IV века] представлял живой интерес, потому что неудобства, которые вытекали из различия во времени празднования пасхи, неприятно отражались на репутации христиан. Поэтому отцы [западного Арльского] собора [314 г.] постановили [пр.1], чтобы римский епископ издавал постановления относительно того, когда нужно праздновать пасху. Но тот же вопрос представлял злобу дня и для востока. Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, говорил он, что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывает тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу. В чем же заключалась деятельность собора по данному вопросу? Об этом мы имеем мало сведений. Так как не осталось никакого канона, который касался бы этого вопроса, то сделана была попытка сочинить такой канон. Попытка произведена была на греческом языке. Но подлог доказан самым очевидным образом. Каждый хотел найти в постановлениях собора оправдание своим взглядам. И чего, в самом деле, не приписывали отцам собора? Им приписывали даже введение целого цикла праздников, что совершенно невероятно. Если теперь нелегко обсуждать цифровые величины, то тем труднее это было в то время и притом для лиц со старческою сединою. Очевидно, деятельность отцов собора преувеличена. Самое большое, что они могли сделать, это постановление незаписанное, неоформленное, имеющее характер товарищеского соглашения,- постановление о том, что праздновать пасху должно согласно обычаю, установившемуся в александрийской церкви. Эта последняя заслуживала внимания потому, что в Александрии особенно процветала наука [и в частности астрономия]. Но никаких твердых постановлений не было издано. Что это так, видно из того, что на следующий год после собора на востоке праздновали пасху 3 апреля, а на западе - 10-го)"
(В.В. Болотов. "Лекции по истории древней Церкви." Том III. История церкви в период до Константина Великого.)

Причина, по которой на Первом Вселенском Соборе не было принято ни каких прямых правил и указаний по способу вычисления, имеет достаточно простое объяснение. Правило определения (прошу обратить особе внимание - не расчёта, а именно определения) даты Святой Пасхи, берёт своё начало от Апостольского Предания. Поэтому, ни какие "дополнения", "прибавления" или "уточнения" не только не требовались, но было просто неприемлемы. Посему, на Первом Вселенском Соборе рассматривался вопрос не о том, как определять дату Пасхи, а как устроить так, что бы все христиане могли праздновать Пасху в один и тот же день.
Правило определения даты Пасхи было дано Церкви …от апостольского предания, по преемству в тайне…, и было очень хорошо и полно объяснено Иоанном Златоустом в Слове 7-м на Святую Пасху.

…Так, берется прежде всего первый месяц, первый месяц действительно первого времени, которое определяется весенним равноденствием… …кто берет первое время, должен обращать внимание на начало первого времени; начало же его не иное какое-либо, как весеннее равноденствие... …И вот, так как мы принимаем во внимание и первое время, и равноденствие, и вместе с тем четырнадцатый день луны, и кроме того три дня - пятницу, субботу и день Господень, причем нельзя бывает праздновать Пасху, если хотя одного из этих времен недостает
… Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия
… И как мы видели, что, если четырнадцатый день луны случается прежде равноденствия, то мы пользуемся не этим днем, а соответствующим ему после равноденствия, так в свою очередь, если четырнадцатый день луны встречается с днем Господним, то мы не празднуем этот день Господень, как день воскресения, а берем следующий день Господень…

(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

Здесь, следует отметить один очень важный момент - нигде, ни на Соборе, ни в Слове Иоанна Златоуста, не говорится, ни о календаре, ни о способе его применения, ни о Пасхалии. Но, все указания как определять дату, основываются именно на Апостольском предании, а они в свою очередь, имеют в своём обосновании не календарные, а астрономические события сопровождавшие и крестное страдание Христа, и погребение Его и Воскресение

Соборные правила.

Пасхальные таблицы были разработаны гораздо позднее того времени, когда Святые Апостолы отправились вести проповедь Евангелия всему миру. Возникает вопрос, почему вместо их указания об истинном определении даты Пасхи на основании астрономических событий, вдруг стало правильным использовать календарные даты и табличные данные?
Вероятно, из-за неправильного понимания некоторых Соборных Правил.

Так на Первом Антиохийском ПОМЕСТНОМ Соборе было принято следующее:
"Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике Спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления...
(комментарий: На Никейском Соборе было принято не правило определения даты Пасхи, а указание праздновать всем христианам Светлый Праздник в единый день. Таким образом, все, кто празднует в другой день - отвергаются от Церкви. Однако вычисление даты Пасхи по таблицам, как раз и приводит к тому, что празднование происходит хоть и в один день, но день тот не истинный. Посему, следует учитывать, что речь в данном правиле идёт именно об истинном дне, а не о том, который ошибочно может быть вычислен по таблицам или формулам.)
...И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самого себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству."
(комментарий: Эта часть правила подтверждает то указание, что празднование Пасхи ранее дня равноденствия, как то делают иудеи, недопустимо. Нарушившие данное правило - отвергаются от Церкви. Более того, все, кто с таковыми имеет общение молитвенное, так же отвергаются от Церкви.)

Как видим из правила, ни чего о календаре, о Пасхалии или каких-либо других правилах вычисления даты Пасхи не говорится и не указывается. Само правило является скорее дополнительным подтверждением того, что определять дату необходимо именно на основании Апостольского Предания и ни как иначе.

В 1583 году на Великом Константинопольском Соборе было принято одно единственное правило:
Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, - сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества. Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем св. Отцов, Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами.
Аминь.
Константинопольский патриарх Иеремия II.
Александрийский патриарх Сильвестр.
Иерусалимский патриарх Софроний
и прочие архиереи собора, бывшего 20 ноября 1583 г.

Данное правило так же не имеет основания быть призванным установить каноничность Юлианского календаря или истинность вычисления даты Светлой Пасхи по таблицам.
Во-первых: внеся изменения в календарь, Римская Церковь не внесла изменений в Апостольское предание об определении даты Пасхи, поскольку календарь не является ни принятым каноническим, ни переданным Церкви от Христа или от Апостолов. Единственное, что нарушает введение нового календаря - Богослужебный годичный круг.
Во-вторых: …Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе… Ни на одном из Семи Вселенских Соборов не принималось правила о вычислении даты Пасхи, равно, как и правила об использовании Пасхалий. Потому как, правило об определении дня Светлого Праздника дано от Апостолов по преемству в Тайне.
В-третьих: …Кто не следует обычаям Церкви… Данное утверждение объявляет, что обычаи, (которые могут быть как привнесённые извне, так и образованные внутри прихода или даже на уровне поместной церкви и затем распространённые на всю Церковь) требуют исполнения точно такого же, как и Предание Церковное и Правила Соборные и Апостольские. Таким образом, внешняя обрядовая сторона церковной жизни по статусу становится не только равной, но и более значимой в деле Спасения.
Подобного рода утверждения и наставления в итоге и привели к тому, что стали массово нарушаться Апостольские и Соборные правила в угоду сохранения стройности и лоска обрядовости и следования обычаям, порой даже чуждых Вере Христианской. Особенно это касается нарушения "по узаконенному обычаю" Апостольских правил №№ 8, 9,10, 45, 46, 64, 65…
В-четвёртых: …желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов… Здесь возникает коллизия, где с одной стороны утверждается, что Григорианский календарь составленный безбожными астрономами запрещено использовать, а с другой стороны, Юлианский календарь составлен так же безбожными астрономами (ещё до Рождества Христова), а значит точно так же не может считаться каноническим.

В качестве ответа на вопрос: "Принимались ли какие-нибудь Соборные правила для определения даты Пасхи?", можно сказать, что указанные два Соборных постановления являются единственными, касающимися темы определения даты Пасхи и правила Её празднования. Ни каких других правил, постановлений или Соборных решений относительно каноничности Юлианского календаря и применения пасхальных таблиц не имеется. (По крайней мере, на все мои обращения к различным церковным организациям, ответа о существовании каких-либо иных или более точных Правил не было предложено.) Соответственно, можно утверждать, что для определения даты светлого Праздника требуется пользоваться только Апостольским преданием. В случае, если применяются какие-либо другие способы и методы вычислений даты Пасхи, то все они обязаны базироваться на Апостольском предании, в котором, в свою очередь, для определения …действительно первого времени…, используются астрономические события и явления.

И так, записать кратко правило определения даты Святой Пасхи по Апостольскому Преданию можно следующим образом:
1. Берётся прежде день весеннего равноденствия. (Астрономическое явление)
2. Затем определяется день полной Луны - полнолуние. (Астрономическое явление)
3. Далее определяется трёхдневье - пятница, суббота и Господень день.

Но если обратиться к Википедии, то можно прочитать следующее:
Правило Пасхалии имеет следующую формулировку: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.
Следует иметь в виду, что под полнолунием и равноденствием понимаются не астрономические явления, а даты, полученные расчётным путём. Под пасхальным полнолунием понимается т. н. "день 14-й Луны" (возраст Луны = 14) из расписания лунных фаз, построенного на основе Метонова цикла. Под весенним равноденствием понимается календарное весеннее равноденствие для северного полушария - 21 марта.
В настоящее время используются две различные пасхалии. Начиная с 1583 года, католическая церковь использует григорианскую пасхалию, принимающую для расчётов день равноденствия 21 марта по григорианскому календарю, в то время как большинство православных церквей придерживаются александрийской пасхалии с 21 марта по юлианскому календарю. Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние происходит на 4-5 дней позже реального астрономического полнолуния.

( https://ru.wikipedia.org/wiki/Пасхалия )

Как видим из предложенного справочником определения, на лицо нарушение правила определения даты Святой пасхи в обеих Пасхалиях. Происходит подлог. Реальные астрономические события заменяются расчётными календарными датами. При этом следует учитывать главный фактор, что астрономические события и явления есть следствие Божественного замысла о Вселенной, а календарь - изобретение разума человеческого, призванного помочь уразуметь порядок, установленный Богом, для Всего сущего.

В чём же именно заключается это нарушение и почему возникла "календарная проблема", постараюсь наглядно показать.
Первые два указания из правила, можно сказать, однозначно устанавливают то, что для определения даты Пасхи требуется брать не календарные даты, а именно действительные, астрономические события. (О том, почему именно астрономические, очень полно и обоснованно, с указанием причин, объяснил в 7-м Слове Иоанн Богослов.) И только в третьем указании возникает возможность использовать арифметическое (не путать с математическим) определение истинного дня, путём простого подсчёта. Соответственно, в этом пункте. использование календаря могло бы быть оправдано, в силу того, что мирская жизнь регулируется календарём. Но даже в этом допущении, при определении Воскресного дня, приходится ориентироваться, опять же, на астрономическое явление - сутки (смену дня и ночи).

Так почему же были разработаны Пасхальные таблицы? И почему отошли от практики определения даты Пасхи путём наблюдения и определения за действительными астрономическими явлениям, и перешли на расчёты по таблицам и календарю?
Что бы ответить на эти вопросы потребуется рассмотреть более подробно процесс формирования, как самих систем летоисчисления, так и методов и принципов составления пасхальных таблиц.

Летоисчисление.

Дионисий Малый, разработал и ввёл в употребление новую систему летоисчисления. (Уточню: разработал не календарь, а систему исчисления больших промежутков времени - систему исчисления лет.) Как он сам об этом писал:
"…Начиная с 248 года этого более тирана, нежели принцепса, мы не желаем связывать с нашими циклами память о нечестивом гонителе, но скорее предпочитаем обозначать времена лет от воплощения Господа нашего Иисуса Христа, дабы тем самым очевиднее стало начало надежды нашей и яснее воссияла причина человеческого спасения - страдание Искупителя нашего…" (PL. 67. Col. 20)
Таким образом, при вычислении даты Пасхи по таблицам Александрийской пасхалии вместо эры Диоклетиана он использовал свою систему летоисчисления. По этой системе, которая в начале именовалась как эра "Дионисия", исчисление лет начиналось от даты рождения Иисуса Христа. Такое реформирование привело к тому, что хронологическая шкала была разделена на два отрезка, а эра "Дионисия", впоследствии, стала именоваться - эрой "от Рождества Христова".
И всё же, определить действительную дату рождения Христа ни из текстов Евангелий и Писаний, ни по датировкам письменных источников Дионисию Малому не удалось. Поэтому, далее он продолжил "вычисление" математическим способом.
Для проведения расчётов была составлена формула в основание которой взят 28-милетний "круг солнца", и 19-тилетний "круг луны" по Александрийской пасхалии. Сама формула выглядела следующим образом: 28 х 19 + 30 = 572. Где числа 28 и 19 - солнечный и лунный циклы, 30 - время жизни Христа, а 572 - год Воскресения Христова.
В итоге своих исследований, Дионисий Малый рассчитал, что дата Воплощения Христова - 5508-й от Сотворения мира.
При этом, очень важно отметить, что по хронологии эры "Дионисия", Христос был распят в возрасте 30-ти лет, что не согласуется с церковным Преданием. Потому вычисления Дионисия подвергались сомнениям долгое время. Практически до начала XV века. А в Византии так не были приняты как канонические.
Однако, дата 5508 год - ошибочна. Поскольку есть достаточно веские обоснования из церковного Предания, указывающие, что Воплощение Иисуса Христа совершилось в 5500 году от Сотворения мира.

Пасхальные таблицы.

К началу IV в., в качестве основных Пасхальных Таблиц для вычисления даты Святой Пасхи использовались три основные пасхалии: Александрийская, Римская и Сирийская.

Первое упоминание об Александрийской Пасхалии относят к 277 году. Основой для её составления, послужили "Каноны о Пасхе" епископа Анатолия Лаодокийского. Который в свою очередь использовал лунно-солнечный цикл Метона Афинского, разработанный в 433 году до н.э.
Свои каноны, Анатолий Лаодокийский составил с привязкой к Юлианскому календарю, а не греческому, для которого астроном Метон путём астрономических наблюдений, определял время наступления весеннего равноденствия. (Опять же хочу отметить, что не с помощью календаря, и тем более не Юлианского, определялось наступление весеннего равноденствия, а через наблюдение движения небесных светил.)

Метонов цикл - промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Цикл, предложенный в 433 году до н. э. афинским астрономом Метоном, лёг в основу древнегреческого календаря.
( http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/42653/МЕТОНОВ )

Полностью, таблицы Пасхалии были сформированы незадолго до Никейского Собора и представляли собой переработанный вариант "Канонов" епископа Анатолия Лаодокийского.
Есть два предположения, кто именно занимался переложением "Канонов" в пасхальные таблицы. По одной версии, этим делом занимались ученики епископа - александрийские математики, по другой - епископ Евсевий Кесарийский (263-340).
В результате такого переложения, дата - 21 марта, стала фиксированным календарным днём весеннего равноденствия. Таким образом, предполагалось устранить ошибку расхождений реального астрономического весеннего равноденствия с датировкой его по календарю. Однако ошибка эта образовалась, как раз из-за неточности самого календаря, как Юлианского, так и лунного, которые использовались для расчётов.
Дело в том, что каждые 128 лет дата весеннего равноденствия по Юлианскому календарю смещалась на один день. И если, в первые годы, после Р.Х., это событие выпадало на 18 марта (по Юлианскому календарю), то на момент Первого Собора она сместилась уже на 21-е марта. Именно эту "ошибку" и постарались устранить математики. И когда, путём астрономических исследований определили, что день весеннего равноденствия по Юлианскому календарю, совпадает с датой 21-е марта, "закрепили" её в пасхальных таблицах навечно, как "истинный" день весеннего равноденствия. Вероятно посчитав, что такое положение и впредь будет неизменно.
Точно так же была устранена "ошибка" и в лунных таблицах. При этом, в лунном календаре, смещение полнолуния происходит на одни сутки за 310 лет.
В итоге, с IV века до наших дней, произошло смещение реального астрономического равноденствия относительно принятой по Юлианскому календарю даты - на 13-ть!!! дней. А расчётное (табличное) пасхальное полнолуние, сместилось на 4 - 5 дней позже реального астрономического.

Всё, что сказано о "смещении" дней равноденствия и полнолуния так же можно отнести и к Римской Пасхалии. Поэтому ограничусь по ней небольшой справкой.
Первые таблицы римской пасхалии на 112 лет (с 222 года по 333-й), составил Святой Ипполит Римский (170 - 235). Он положил в основу 16-летний лунный цикл. Но ошибки в вычислениях, обнаруженные позднее, вынудили оставить пользование его таблицами и заменить 16-ти летний цикл на 84-хлетний, более точный. Однако, таблицы всё равно, были далёки от совершенства, поскольку полагались на календарь.
Как и в случае с Александрийской Пасхалией, большая часть "Канонов" предложенных Св. Ипполитом, вошли в новую Пасхалию. А вот день астрономического весеннего равноденствия в Римской Пасхалии был совмещён с календарной датой - 18 марта.

Возможно, именно потому, что александрийские астрономы и математики умели более точно определять действительное время совершения астрономических событий, и было принято решение на Первом Вселенском Соборе о том, что обязанность сообщать о дне Святой Пасхи возлагается на александрийского епископа. Вероятно, предполагалось, что такого рода вычисления истинного астрономического равноденствия будут проводиться и далее.

Таблицы Сирийской Пасхалии основывались на лунном календаре, которым ранее пользовались и иудеи. Вычисление по ним приводило к тому, что дата Пасхи периодически выпадала раньше дня весеннего равноденствия и совпадала с иудейской.
Именно это обстоятельство - выпадение ранее астрономического весеннего равноденствия и привело к тому, что на Никейском Соборе (325 г.) было объявлено об осуждении такой практики. Соответственно была осуждена и запрещена для применения и сама Сирийская Пасхалия, как нарушающая Апостольское Предание.
(Запрещение на использование было объявлено не потому, что день Святой Пасхи совпадал с иудейской, а именно потому, что дата Пасхи выпадала РАНЕЕ ДНЯ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ, так же как и у иудеев.)
Подобная практика - празднование Пасхи ранее дня весеннего равноденствия, осуждается и в 7-м Апостольском правиле:
"Аще кто епископъ или пресвитеръ или диаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будетъ: да будетъ изверженъ от священнаго чина."

В 525 году Дионисий Малый в своём "Сочинении о большом пасхальном цикле" рассматривает и поясняет правила вычисления даты Светлого Праздника. Там же, далее, указывает на приоритет Александрийских пасхалистов, признанный на Первом Вселенском Соборе, в деле вычисления даты Пасхи. И в качестве заключения к сочинению, представлены пасхальные таблицы, разработанные им же, на основании Александрийской пасхалии.
Таблицы с новым циклом были составлены с учетом циклов Метона, смещения даты весеннего равноденствия и с учётом… дня празднования иудейской пасхи!!! И для того, чтобы день Христианской Пасхи не совпал с днем иудейской, Дионисий Малый сместил в таблицах дату отсчёта на 24 марта. Таким образом, если после дня астрономического весеннего равноденствия первое воскресенье на календаре выпадает до 25-го марта, то праздник Христианской Пасхи переносился на первое воскресенье следующего месяца, выпадавшее после полнолуния!
Таким образом, как утверждал в своём сочинении Дионисий, удавалось соблюсти правила об определении даты и избежать совпадения дня празднования Христианской Пасхи и иудейской.
Такие ухищрения, при вычислении даты Пасхи, приводили к тому, что возникали периоды, когда было невозможно в полной мере соблюсти правило по определению дня Пасхи, что являлось нарушением Апостольского предания об определении даты Пасхи.

Составленная Дионисием Малым "Вечная Пасхалия" не требовала высчитывать ежегодно день равноденствия, и день Воскресный и не позволяла совпасть дню Христианской Пасхи с иудейской. Именно последнее "преимущество" такой пасхалии - несовпадение дня празднования Христианской Пасхи и иудейской, приводит к нарушению Апостольского правила (канонов). Это не только ставит Христианскую Пасху в зависимое положение от иудейской, но и явлется хулой на само дело Спасения.
На основании сказанного можно утверждать, что составленная Дионисием пасхалия, не является канонической. Однако, это не помешало нынешним православным церквям пользоваться "Вечной Пасхалией" для вычисления дня Воскресения Христова. При этом называют её "Александрийской пасхалией" лишь потому, что для её составления использовались циклы, применявшиеся в настоящей Александрийской пасхалии.

Рассмотрим пример определения даты Пасхи на 2016 год в РПЦ.
День весеннего равноденствия в 2016 году по старому стилю - 21 марта, по новому - 3 апреля. По условиям таблиц "Вечной пасхалии", если воскресный день выпадает ранее 25-го марта (по старому стилю) / 7 апреля (по новому), то берётся воскресный день следующего месяца.
Смотрим на календарь: 21 марта (ст.ст) / 3 апреля (н. ст.) - Воскресенье. Значит, выбираем воскресный день в следующем месяце: в апреле - по старому стилю / в мае - по новому стилю. В этом году первое воскресенье в мае - 1-го числа. Смотрим на календарь полнолуний: ближайшее к дате 1-е мая - 22 апреля.
Если бы в РПЦ действительно использовали Александрийскую пасхалию, то праздник Пасхи в 2016-м году выпадал бы на 24-е апреля.

Если кратко сформулировать правило определения даты Пасхи по таблицам Дионисия Малого, то Светлый Праздник Христианской Пасхи должен отмечается после даты весеннего равноденствия по Юлианскому календарю, и не раньше третьего дня после иудейской Пасхи. Если определять дату на основании Апостольского предания (по астрономическим явлениям), то праздник Пасхи по новому стилю выпадает с 23 марта по 23 апреля

Почему именно "Вечная пасхалия" была принята для определения даты Пасхи, а не Александрийская или Римская?
Если бы англо-саксонский монах Беда из Нортумбриана (673-735) обратил внимание на работы Дионисия Малого и принялся их активно пропагандировать. Со своей стороны Беда продолжил приспособление календаря Дионисия малого до исторических событий. Он принял счёт годам от рождения Христа и дополнительно предложил считать года до рождения Христа (Before Christ, B. C.) и таким образом провел сплошную хронологическую линию от Создания Вселенной через Рождение Христа в современность. От Беды Достопочтенного началось введение юлианского календаря с летоисчислением разработанным Дионисием, сначала в церковную среду, а потом и для государственной жизни граждан. Подытожим высказанные расчеты. После каждых 532 годов цикл этой Пасхалии неизменно повторяется.

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Юлианский календарь, был разработан группой астрономов, по указанию Юлия Цезаря, в 46 году до Рождества Христова. Поводом для его создания стало несколько причин. В качестве основных, можно указать, что сенаторы и верховные жрецы, по своему усмотрению, могли менять количество дней в месяце, смещать или замещать даты и т.п. Такое вольное пользование в итоге привело к тому, что произошло полное рассогласование астрономических и природных явлений с календарными датами. А поскольку календарь выполнял функцию регулирования экономической, политической и религиозной жизни граждан государства, то возникла острая необходимость его реформирования и исправления ошибок.
В результате реформы, календарь "приобрёл" длительность в 365 дней и 366 в каждый 4-й год (високосный). Изменения коснулись и количества месяцев и дней в них. Однако и после реформы, личные "изменения" в календарь продолжали вносить. Так, например, за период с 44 года до н.э., по 9 год до н.э., было "организовано" 12- високосных годов вместо положенных 9-ти.
Окончательный запрет на внесение всякого рода изменений ввёл император Август. И заодно заменил 9-ти дневные циклы - нундиды на 7-ми дневные недели. (В качестве награды за такие труды, сенат переименовал месяц Секстилис в Август.)
Но даже после реформы, точность Юлианского календаря в сравнении с реальным (тропическим) годом невысока. Накопление "лишних" дней, кроме смещения времени весеннего равноденствия, каждые 128 лет, смещает и дату зимнего солнцестояния, первоначально совпадавшего с Рождеством Христовым.
(Во многих древних храмах, для определения наступления времени равноденствия, на полу укладывали специальные узоры, и попадание света от Солнца в определённое место узора указывало о наступлении дня весеннего равноденствия.)

Иудейский календарь.

Как уже указывал ранее, Сирийская Пасхалия основывалась на иудейском календаре. Причиной её использования объясняли просто. Во II-м веке, велись споры между сектой "Четыренадесятников" и Римом во главе с епископом Виктором Римским, против Поликрата - епископа Эфесского и Церквей Малой Азии, в том, что необходимо в вопросе определения даты Пасхи следовать иудейскому исчислению.

В Риме праздновали Пасху в день воскресный после 14 нисана согласно преданию, полученному от апостолов Петра и Павла. Христиане Малой Азии, где Поликрат был епископом в Эфесе, разрешали пост и совершали пасху в 14 день (первого весеннего лунного) месяца нисана, в день законной ветхозаветной пасхи, в какой бы день недели это 14 число ни выпадало, согласно преданию, полученному от апостолов Иоанна Богослова и апостола Филиппа.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Споры_о_дате_Пасхи)

Именно по этой причине, иногда в рассуждениях о дате Пасхи некоторые оппоненты ссылаются на тот факт, что Иоанн Богослов праздновал Пасху в определённый день, не ориентируясь ни на какие вычисления. И на основании такого факта, предлагают поступать так же и ныне, т.е., не определять астрономически или вычислять по пасхалиям день Святой Пасхи, а просто "назначить" празднование Её на конкретную дату.

…Однако во II-IV вв. в иудаизме произошло важное событие - была произведена реформа календаря…
…До сих пор мы вели речь о солнечном календаре, однако иудейский календарь основывался на движении Луны…
…Во время существования второго Храма день новолуния определялся эмпирически, путем наблюдения специально назначенных для этого людей, и затем Синедрион торжественного провозглашал "освящение" этого дня…
…После разрушения Храма и рассеяния иудеев в результате подавления восстания Бар Кохбы (132-135 гг.) ситуация изменилась. Как показывают дошедшие до нас документы, иудеи рассеяния перестали праздновать пасху единообразно в один и тот же день, а начали вводить различные календарные системы, соотнесенные с календарями тех местностей, в которых они жили. Раввины, осознав необходимость сохранения единства народа, решили ввести в обиход новый, обязательный для всех иудеев лунно-солнечный календарь, в котором добавочные месяцы вставлялись не по мере надобности, а по определенной схеме. Этот процесс происходил в течение II-IV вв. и был завершен, вероятно, Гилеллом II, который в 344 г. ввел общеобязательный иудейский календарь.
Казалось бы, это событие не имело никакого отношения к дате празднования христианской Пасхи, однако в результате иудейской календарной реформы возникла новая проблема: иудейский праздник, вычисленный по новому календарю, случался время от времени раньше весеннего равноденствия. Эта дата в древнем мiре считалась началом весны и часто рассматривалась в народном сознании как "неофициальное" начало нового года. В этом случае христиане, праздновавшие Пасху в некоторый год после весеннего равноденствия, а в следующий за ним - до этой даты, в такой системе отсчета времени совершали ее дважды в течение одного года. Хотя подобное построение может показаться искусственным, тем не менее, христианской реакцией на такую ситуацию стало создание собственных пасхальных таблиц, в которых Пасха всегда праздновалась после равноденствия.
В трудах Иосифа Флавия и Филона Александрийского находится упоминание о том, что иудейская пасха совершается в зависимости от даты весеннего равноденствия, и многие христианские писатели свидетельствуют о том, что иудеи изменили свою календарную систему, что вызвало противоречие с данным древним правилом. В их числе можно назвать Анатолия Лаодикийского, св. Петра Александрийского, Апостольские Постановления, Сократа и Созомена. Итак, непринятие во внимание весеннего равноденствия - даты, которая не встречается в Св. Писании, стало тем толчком, в результате которого возникла христианская пасхалия.

( http://www.liturgica.ru/bibliot/kalender.html )

Здесь следует вернутся к третьему указанию о трёхдневье. Как уже говорил ранее, сей пункт имеет более арифметическое полагание, чем календарное. Однако в силу того, что по большей части христианами в быту использовался Юлианский календарь, вероятно и было предложено, чтобы не нарушать последовательность дней в неделе, не отсчитывать три дня, а просто брать ближайший к полнолунию день Воскресный. При этом, необходимо учитывать тот момент, что если следующий день за полнолунием окажется Воскресным, то он не должен приниматься во внимание, поскольку не подпадает в определение трёхдневья: … если четырнадцатый день луны встречается с днем Господним, то мы не празднуем этот день Господень, как день воскресения, а берем следующий день Господень…
И если первоначально (как то делали последователи Апостолов Иоанна Богослова и Филиппа) отсчитывали три дня, то в последствии стали пользоваться календарём для нахождения ближайшего к первому, после весеннего равноденствия, полнолунию.
Таким образом, получается, что календарь можно использовать только при определении именно Воскресного дня.

Папа римский высказался за установление единой даты празднования Пасхи
По словам понтифика, католическая церковь "готова отказаться" от используемого сейчас метода расчета даты Пасхи, согласно которому она празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
РИМ, 13 июн - РИА Новости, Наталия Шмакова. Папа римский Франциск подтвердил готовность Римско-католической церкви обсудить возможность установления фиксированной даты празднования Пасхи, для того чтобы католики и православные отмечали ее в один и тот же день.
Как пишет издание Il Messaggero, ранее с этой же идеей выступал папа Павел VI.
"Католик и православный встречаются и спрашивают друг друга: "Твой Христос уже воскрес? Мой в следующее воскресенье", - приводит газета слова Франциска, сказанные им накануне в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано на всемирном соборе священнослужителей.
По словам понтифика, католическая церковь "готова отказаться" от используемого сейчас метода расчета даты Пасхи, согласно которому она празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия.
"Церковь со времен Павла VI была готова установить фиксированную дату для празднования Пасхи, которая бы отмечалась в один день и в Риме, и в Константинополе, и в Москве", - приводит в свою очередь газета Corriere della Sera слова Франциска.

(РИА Новости http://ria.ru/religion/20150613/1069784480.html )

Как видно из текста заявления, предлагается вариант празднования по фиксированной дате, так же как праздновали Иоанн Богослов и апостол Филипп, т.е. по иудейскому летоисчислению …в день законной ветхозаветной пасхи…
В случае применения такого "правила", Светлый Праздник может выпадать на любой день недели, поскольку, оопределение третьего дня после первого полнолуния происходил не по календарю, а простым пересчётом.

Процитирую "ответ" Всеволода Чаплина, на предложение понтифика о праздновании Светлого Праздника в единую фиксированную дату.

Чаплин не представляет, чтобы православные отказались от своей Пасхи
В РПЦ прокомментировали желание папы римского Франциска вернуться к единой традиции расчёта дня Пасхи
Православные христиане вряд ли готовы отказаться от Александрийской пасхалии, чьё употребление стало частью канонического церковного права, сообщил "Русской службе новостей" заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин. Так в РПЦ прокомментировали желание папы римского Франциска вернуться к единой традиции расчёта дня Пасхи. Чаплин отметил, что римско-католическая церковь не впервые предлагает найти возможность для празднования Пасхи. В целом представитель РПЦ охарактеризовал это предложение как правильное.
"Но я не думаю, что православные христиане сегодня готовы отказаться от Александрийской пасхалии. Это связано с церковной традицией, с представлением верующих людей о должном и недолжном. Тема очень непростая. Вопрос об астрономической точности празднования менее значим для многих людей, чем вопрос приверженности тем традициям, которые мы считаем священными", - отметил Чаплин.
Тем не менее, по его мнению, приверженцы западного христианства, скорее всего, готовы принять Александрийскую пасхалию. Но непонятным остаётся, что именно имел ввиду Папа Римский, когда говорил о единой традиции расчёта Пасхи.
"Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Сложно представить, чтобы Пасха праздновалась в какое-то фиксированное время, если говорить о солнечном календаре, который используется как гражданский", - отметил представитель РПЦ. Он пояснил, что, если установить определённую дату, то она не сможет каждый год выпадать на воскресение, как того требуют каноны церкви при праздновании Пасхи.
"Не представляю себе ситуации, чтобы православные отказались от того метода определения даты Пасхи, который используется во всех православных церквях", - заключил Чаплин.
РПЦ использует древнюю Александрийскую пасхалию, которая была в эпоху, когда Церковь Востока и Запада была единой, а Римско-католическая - Григорианскую пасхалию, введённую ею в XVI веке.
14 июня Папа Римский Франциск призвал установить единую дату Пасхи, чтобы католики и православные отмечали её в один и тот же день. Он заявил об этом, выступая в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано на Всемирном соборе католического духовенства.
"Католик и православный встречаются и спрашивают друг друга: "Твой Христос уже воскрес? Мой в следующее воскресенье", - напомнил Франциск анекдот, иллюстрирующий последствия различных подходов к установлению даты главного христианского праздника.

(Источник: http://rusnovosti.ru/posts/377011 )

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Действительно, указание - определять (подсчитывать) трёхдневье после первого полнолуния, наблюдаемого после дня весеннего равноденствия, не просто логически разумно, но и весьма универсально в любом месте и в любой ситуации, в силу своей простоты.
Рассудите сами: в первые века, у разных народов, были разные календари. Более того, сами календари были у кого лунные, у кого солнечные и пр. Как сделать так, чтобы могли праздновать все христиане Святую Пасху в один и тот же день? Оказывается, очень просто - определить астрономическое равноденствие и полнолуние, а затем отсчитать пятницу, субботу и День Господень. Но коль скоро для Богослужебного годичного круга был Церковью принят Юлианский календарь, то точное исполнение указания о трёхдневье, не является возможным, потому как в этом случае День Пасхи может не совпасть с календарным Воскресным днём. И здесь, в угоду стройности Богослужебного круга (обрядовой церковной жизни) и икономии ради, вероятно и было решено брать первый день Воскресный после астрономического полнолуния.

"Итак, братия, стойте и держитесь Предания, которому вы научены или слово, или посланием нашим" (2-е Фес.2.15).
Из этого послания совершенно ясно можно понять, что Святой Апостол считает отступлением не только нарушение Евангельских Заповедей, но и Правил Апостольских, и устного и письменного Предания.
Искажение, нарушение и даже пренебрежение в отношении Евангельских Заповедей, Апостольского Предания, Правил Семи Вселенских Соборов и Апостольских, в конечном итоге приведёт к отступлению от Истины и Церкви Христовой и далее к расколу. Например: по календарному вопросу.

2016-02-04

СОДЕРЖАНИЕ:

Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.